Общественно-политические движения в России в 50–90-е гг. XIX века.

Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I, по-прежнему оставалось в идеологических рамках теории «официальной народности», основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой, Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.

Неформальным лидером консервативного движения в России в эпоху Александра II был публицист и издатель М.Н. Катков. Он был известен всей стране как издатель газеты «Московские ведомости» – своеобразного рупора консервативной идеологии. Несмотря на то что Катков никогда не занимал никаких государственных постов, он исправно получал государственные награды и поднимался вверх по карьерной лестнице.

Позиции консерваторов значительно окрепли после польского восстания 1863–1864 гг. и покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в апреле 1866 г. В это время в консервативном направлении выделились признанные вожди и идеологи: М. Н. Катков, К. П. Победоносцев и П. А. Шувалов.

Михаил Никифорович Катков (1818–1887) был одним из самых влиятельных сторонников консервативного течения в общественной мысли 1860–1870-х гг. Первоначально по своим политическим взглядам Катков был умеренным либералом, сторонником британской модели политического устройства. Но с середины 1850-х гг. его взгляды начали постепенно меняться.

Катков выступал за сильное государство, против осуществления в каком-либо виде идеи разделения властей, появления в России парламента и конституции. В 1860-е гг. он поддержал земскую реформу, даже предлагал наделить земства правом обсуждать политические вопросы, но при условии, что решающий голос в них будет принадлежать крупным землевладельцам. Но позже пересмотрел свою позицию: предложил ограничить деятельность органов местного самоуправления исключительно хозяйственной сферой. В 1880-е гг. Катков заявил, что существование выборных земств противоречит идее самодержавия, поэтому они должны быть упразднены.

Систему образования Катков рассматривал как инструмент воспитания молодёжи в государственном духе. Он считал необходимым разработать государственный стандарт для различных учебных предметов, чтобы не допускать «произвола» преподавателей, какой-либо свободы и вариативности в обучении. В школе, в отличие от университета, по его убеждению, должны не изучаться науки, а должен воспитываться ум. Поэтому он пропагандировал идею классического среднего образования, в котором основная доля учебных занятий отводилась на изучение древних языков — латинского и древнегреческого — и математики. Имея большое влияние на Министерство народного просвещения, Катков в 1871 г. добился пересмотра устава гимназий в соответствии со своими идеями и снижения статуса реальных училищ.

Во второй половине 1850-х — начале 1860-х гг. в поддержку Великих реформ Александра II выступал и Константин Петрович Победоносцев (1827–1907), влиятельный российский государственный деятель консервативного направления. Он играл значительную роль при царском дворе: был главным воспитателем сыновей Александра II, в том числе будущего императора Александра III.

В молодости Победоносцев поддерживал либералов и даже, по его собственному признанию, анонимно опубликовал статью о жёсткости цензуры при Николае I в герценовском «Колоколе». Он участвовал в разработке судебной реформы 1864 г., выступая за независимость суда, гласность судопроизводства, состязательность сторон в судебном процессе. Но в конце 1860-х — 1870-е гг. Победоносцев перешёл на консервативные позиции, отрицая необходимость преобразования сложившегося в России общественного строя. Повышенное внимание он уделял вопросам народного образования, особенно в начальной школе. По его убеждению, именно последняя должна была стать хранительницей российских традиций, религиозных устоев и нравственных начал. В апреле 1880 г. Победоносцев был назначен обер-прокурором Святейшего Синода, став в правление Александра III главным вдохновителем политики контрреформ.

В отличие от М. Н. Каткова и К. П. Победоносцева, Пётр Андреевич Шувалов никогда не был замечен в симпатиях к либералам. С 1857 г. Шувалов возглавлял Санкт-Петербургскую городскую полицию, а 1860 г. был назначен директором департамента Министерства внутренних дел. Он примкнул к партии ярых противников отмены крепостного права.

Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма, т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Консерваторов поддерживала часть буржуазии, крупные землевладельцы, высшее чиновничество. Они выступали за государственный авторитет как главное средство для обеспечения общественного порядка. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества.

Три основных течения консервативного блока:

Реакционный консерватизм отрицал любое покушение на устои.

Сторонники реформ — умеренные консерваторы признавали возможность проведения реформ под лозунгом «Реформировать сохраняя», но это касалось в основном сферы экономической и в меньшей степени политической и социальной.  Славянофильское направление. Его специфику составляли преимущественно культурно-религиозный характер концепций и акцентирование национального начала. Представители: братья Константин Сергеевич и Иван Сергеевич Аксаковы, Иван Васильевич Киреевский, Юрий Фёдорович Самарин, Александр Степанович Хомяков. Они считали необходимым проведение в России реформ, отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Вместе с тем европейский путь преобразований рассматривался ими как неприемлемый, гибельный, разрушающий духовное единство страны.

Компромиссное течение выступало за сохранение существующего общественного и политического строя, допуская лишь минимальные преобразования, чтобы поддержать его стабильность.

Консерваторов поддерживала часть буржуазии, крупные землевладельцы, высшее чиновничество. Они выступали за государственный авторитет как главное средство для обеспечения общественного порядка.

Либеральный лагерь: социальный состав, взгляды на экономическое и политическое развитие страны. Западники и славянофилы в общественно-политической жизни страны. «Группа либеральных бюрократов».

Традиционно идеям консерватизма противопоставляются идеи либерализма. Последние базируются на расширении свободы человека через реализацию его естественных прав, то есть прав на свободу совести, неприкосновенность частной жизни, равенство всех перед законом.  Либерализм возник и развивался как идеология буржуазии, которая в борьбе с уходившим в прошлое феодальным укладом добивалась уважения к свободе человека, равенства в правах, защиты частной собственности и свободной конкуренции. В России в середине XIX в. капитализм ещё только начал развиваться, поэтому русские либералы пытались разработать такую теорию реформирования государства, которая бы сочетала западноевропейские идеи демократии и свободы личности с сохранением чисто русских традиций — монархии, крестьянской общины, Земских соборов.

В начале правления Александра II, когда власти начали непосредственно готовиться к проведению реформ, либеральные настроения вышли за рамки дружеских сообществ и академических дискуссий. Они проявлялись в записках императору о необходимости преобразований, публикациях либерально настроенных журналов — «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русская беседа». Либеральных идей придерживались и некоторые представители высших кругов бюрократии: дядя царя великий князь Константин Николаевич, деятели Редакционных комиссий по подготовке крестьянской реформы Я. И. Ростовцев и Н. А. Милютин. Либеральные настроения проникают и в среду поместного дворянства, в целом консервативного.

В наибольшей мере это проявилось в деятельности тверского губернского комитета по улучшению быта крестьян во главе с Алексеем Михайловичем Унковским.

В 1857 г. Унковский составил записку об освобождении крестьян, в которой указывал на необходимость выделения им надела, включающего не только пахотные земли, но и места для выпаса скота. Он предупреждал о том, что формальное предоставление крестьянам свободы без возможности нормального ведения хозяйства приведёт к социальным конфликтам и вспышкам ненависти к помещикам. Тверской комитет большинством голосов (правда, незначительным — 14 против 13) поддержал Унковского. Однако отправленный в Редакционные комиссии проект не поддержали. Тверские дворяне намеревались продолжить обсуждение крестьянской реформы, но в конце 1859 г. власти запретили поднимать этот вопрос на дворянских собраниях.

В феврале 1862 г. был составлен адрес тверского дворянства на имя императора, в котором критиковалось осуществление крестьянской реформы и вносились предложения по её изменению.

Убеждённым сторонником либерализации общественной жизни России был Борис Николаевич Чичерин. Он поддержал отмену крепостного права, хотя и указывал на отрицательные последствия крестьянской реформы 1861 г. для развития помещичьего хозяйства и положения русского дворянства в целом. Чичерин считал необходимым ввести в России представительные органы власти, выступал за расширение гражданских прав для всех сословий и каждого человека. В 1860-е — начале 1880-х гг. он написал несколько книг, в которых последовательно излагал свои взгляды: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и другие.

Чичерин категорически не принимал революционный путь развития общества. Суть его заключалась в следующем: государство не может существовать без прогрессивных изменений, должно обеспечивать свободу личности и защиту её прав, но возможно это лишь в условиях сильной государственной власти. Идеи Чичерина получили поддержку многих либерально настроенных государственных деятелей, среди которых был, например, и министр иностранных дел А. М. Горчаков, который оказывал большое влияние на императора Александра II.

Сразу же после земской реформы 1864 г. земская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы) и либерально настроенные помещики стали выражать недовольство её урезанным характером. Они выступали за уравнение в избирательных правах всех групп населения, освобождение земств от контроля со стороны правительственных чиновников, передачу им права определять не только хозяйственные, но и учебно-воспитательные вопросы в сфере народного образования. Предлагались различные способы улучшения положения крестьян: поддержка общинного землевладения, отмена круговой поруки, развитие поземельного кредита, содействие переселению крестьян из внутренних губерний на малонаселённые «окраины» страны.

Земства были созданы только на двух уровнях — в уездах и губерниях. Земские деятели предлагали завершить строительство здания народного самоуправления созданием всероссийского земского органа. В 1878–1879 гг. Полтавское, Самарское, Тверское, Харьковское и Черниговское губернские земские собрания направили на имя Александра II адреса с просьбой созвать Земский собор, предоставить свободу печати, обеспечить неприкосновенность прав личности и независимость суда. Однако власть подобные обращения упорно игнорировала.

Ближе всего к осуществлению идея народного представительства была в 1881 г. Император, напуганный размахом революционного движения, дал согласие на реализацию проекта министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, который предлагал привлечь представителей от земств и городских дум к разработке законопроектов. Но террористы убили Александра II, а его преемник Александр III отказался от любой поддержки либеральных идей и заявил, что всячески будет укреплять самодержавную власть.

Либеральное направление в России в этот период разделилось на два лагеря, западников и славянофилов, которые видели исторический путь России совершенно по-разному, но сходились в том, что государство не может развиваться при существующей системе крепостничества и самодержавия, а необходимые перемены должны происходить посредством реформ.

Славянофильство — религиозно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 30–50-х гг. XIX в., представители которого выступали за отмену крепостного права и развитие России по самобытному пути.

В число славянофилов входили братья П. В. и И. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Ф. В. Чижов. Основоположником идей славянофилов можно считать историка, публициста и богослова А. С. Хомякова. Он сформулировал идею самобытности каждого народа, развитие которого имеет только ему свойственное начало. В целом взгляды славянофилов сводились к тому, что русский народ должен вернуться на привычный ему путь. Самобытность русских проявлялась в исторически особой форме взаимодействия власти и народа, через существование Земского собора, коллективный уклад крестьянского хозяйства, а православие — это важнейшая духовная составляющая России, ее мораль и основа. Почему славянофилов относят к либеральному направлению при столь явной схожести их взглядов с теорией официальной народности, которую причисляем к консервативному течению? Важнейшее расхождение между ними заключается в определении самодержавия. Если официальная идеология понимала самодержавие как форму абсолютной власти и единоличную волю правителя, то славянофилы представляли его в форме, выраженной К. С. Аксаковым — «сила власти — царю, сила мнения — народу». Иными словами, славянофилы считали необходимым при сохранении неограниченного самодержавия учреждение при монархе органа народного представительства с совещательными функциями. Своеобразным образцом такого органа славянофилы считали Земские соборы. Кроме того, либеральный характер движению славянофилов придавало их стремление путем реформ избавить Россию от крепостного права, а также предоставить населению империи гражданские права и свободы.

Когда русский народ свернул с самобытного пути? По мнению славянофилов, виновником этого выступает Петр I, именно его реформы отвернули Россию от её истинного пути.

Западники же, напротив, видели в Петре I правителя, повернувшего России к ее подлинному предназначению — быть вместе с Европой. Они считали, что Россия должна двигаться в общеевропейском направлении: сменить самодержавие на конституционную монархию, расширять права всех сословий, развивать рыночную экономику, и, конечно, ввести парламент как орган волеизъявления народа. Основными представителями западников были П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, В. Г. Белинский, Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин.

Западничество — направление общественной и философской мысли 30–50-х гг. XIX в., представители которого выступали за отмену крепостного права, становление конституционной монархии и развитие государства в рамках общеевропейской культуры.

Группа либеральных бюрократов — это сообщество чиновников, которое начало складываться в бюрократическом аппарате в 1830-е и 1840-е годы. Оно формировалось в содружестве с либеральными общественными деятелями, учёными, литераторами. Группа стала опорой императора при подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года при покровительстве Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны (супруга великого князя Михаила Павловича, дяди Александра). Именно она предоставила императору в 1856 году проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии, специально разработанный Малютиным Николаем Алексеевичем. При участии этой группы  были созданы Редакционные комиссии, в состав которых входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство из которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы.

Наибольшую активность в общественном движении 1860–1870-х гг. проявляли представители революционного направления. Они стремились осуществить кардинальное преобразование политического и экономического строя России в кратчайшие сроки и преимущественно насильственным путём. В отношении революционных организаций и движений часто употребляют термин «радикализм».

Во второй половине XIX в. на рост радикализма в России влияла реакционная политика правительства, отсутствие в стране свободы слова и печати, собраний и организаций. Для многих сторонников коренных перемен насильственный путь их осуществления казался единственно возможным: если власть не готова учитывать в своей политике интересы общества, она должна быть уничтожена. Из-за невозможности легальной оппозиционной деятельности в России могли создаваться только тайные организации. Их теоретики, как правило, вынуждены были эмигрировать и продолжать свою работу за границей.

Во второй половине XIX в. выделяются три этапа развития российского радикализма:

  1. 1860-е гг.: создание тайных кружков и складывание революционно-демократической идеологии;
  2. 1870-е гг.: оформление народнического движения и его революционных организаций;
  3. 1880–1890-е гг.: распространение либерального народничества и марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические политические партии.

16 апреля 1861 г. — панихида по убитым крестьянам с. Бездны в Казани (студенты Казанского университета и Духовной академии). около 400 человек. Выступление профессора университета и историка А.П. Щапова. Речь в защиту убитых крестьян — арестован, отстранен от преподавания. В 1864 г. он «за связь с лондонскими пропагандистами» (А.И. Герценом и Н.П. Огаревым) был выслан в Сибирь (умер в 1864 г. в Иркутске).

Манифест об освобождении крестьян сначала был восторженно воспринят А.И. Герценом. Позже дошли вести о расправе над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки. – серия гневных статей в «Колоколе». Н.П. Огарев поместил в «Колоколе» подробный критический анализ крестьянской реформы — вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».

15 августа 1861 г. прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».  В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению (перехвачена III отделением).

Было указано на Н.Г. Чернышевского как на вероятного автора прокламации. Об был поставлен в известность Александр II. Чернышевский был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. Два года следствие. Суд приговорил Чернышевского к 14 годам каторги, сокращенной царём наполовину, с последующим пожизненным поселением в Сибири.

19 мая 1864 г. на Мытнинской площади Петербурга Чернышевский на четверть часа был выставлен к «позорному столбу», он лишался всех званий, титулов и чинов. Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабительскую сущность крестьянской реформы в написанной им в 1862 г. статье «Письма без адреса» (по смыслу их текста они адресовались Александру II). Статья была для «Современника», но публикацию ее запретила цензура.

В 1861 г. появились другие прокламации. В июле в лондонской типографии Герцена — прокламация «К молодому поколению» — отправлена в Россию. Авторы – Шелгунов, Михайлов. Авторы прокламации обращались к радикально настроенной интеллигенции, прежде всего к студенчеству. В ней критиковалась крестьянская реформа и вся политика правительства, выдвигалась программа преобразований: создание выборных органов управления, введение свободы слова, равенства всех перед законом, гласного суда, развития самоуправления, сохранения общинного владения землей. Прокламация призывала молодежь к революционной пропаганде в народе и армии, к организации кружков. По делу о прокламации был осужден на 6 лет каторги Михайлов (умерший в 1865 г. от чахотки в Сибири).

В июне-октябре 1861 г. появились три номера «Великорусса» — первого нелегального периодического органа в России, издаваемого кружком «Великорусс». Все его номера перепечатывались в «Колоколе» Герцена. «Великорусс» придерживался умеренных взглядов и был адресован к «образованным классам», т.е. ко всем оппозиционным течениям в России — от революционных демократов до представителей либерально-помещичьей оппозиции. Издание «Великорусса» — сотрудник «Современника» В.А. Обручев и друг Герцена ученый В.Ф. Лугинин. «Великорусс» подвергал критике реформу 1861 г., требовал возврата крестьянам отрезков от их наделов, а выкуп земли возложить «на счет нации». Он выступал за свободу печати и вероисповедания, ликвидацию сословных привилегий, за признание «прав национальностей» — в первую очередь предоставление независимости

Значительный фактор общественного движения начала 60-х гг. — студенческие волнения осенью 1861 г. Повод — изданные правительством в июле 1861 г. «Временные правила» — они усиливали надзор за студентами и ограничивали доступ в университеты разночинцам. С сентября 1861 г. волнения в Петербурге, позже в Москве и Казани. Разогнана полицией, избиения, аресты, сотни студентов — в Петропавловскую крепость. В защиту студентов — передовые профессора университета — Н.И. Костомаров и П.В. Павлов,  подвергнулись за это правительственным гонениям. Ответом правительства на выступления студентов — временное закрытие университетов. Герцен — обратился к студенчеству — «идти в народ». Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влиянием правительство приступило к разработке университетской реформы.

1861 — 1863 гг. — «прокламационный период» в освободительном движении. Рубеж 1850–1860‑х годов вошёл в историю как «эпоха прокламаций»: известные политические эмигранты и безымянные корреспонденты их изданий, молодые студенты столичных и провинциальных университетов, оппозиционно мыслящие публицисты и писатели путём рукописных и печатных листовок и брошюр стремились призывать публику к тем или иным действиям или просто громогласно заявлять свою политическую позицию. Множество прокламаций — весной-летом 1862 г.: «К крестьянам», «К солдатам», «К народу», «К офицерам», «К образованным классам», «Земская дума» и др. Большое впечатление — «Молодая Россия», распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге. Автор -московский студент П.Г. Заичневский.

«Молодая Россия» – за создание «демократической республики Русской» в виде «республиканско-федеративного союза областей» — из земледельческих общин, за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, дать политические права женщинам, национализацию земель, дать независимость Польше. «Молодая Россия» ратовала за «близкую революцию, кровавую и неумолимую», Из агитаций к крестьянству — прокламация «Долго давили вас, братцы» – в ноябре 1862 г. студентами Казанского университета. Цель ее — рассеять надежды крестьян на дарование царем в ближайшее время «новой воли» и убедить их самим добиваться ее — организованно «подняться за святое дело, за волю вольную».

РАЗНОЧИНЦЫ — в России конца XVIII — XIX в. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий, оторвавшиеся от своей сословной среды (духовенство, мещане, купечество, мелкое чиновничество). Юридически эта категория никак не была оформлена. Разночинцы занимались в основном умственным трудом.

В художественной литературе и публицистике того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии — либеральной, демократической, прогрессивной, революционной, социалистической или нигилистической. Определенная их часть была сторонниками радикальных политических преобразований. Литературные выразители этих идей назывались писателями-разночинцами. К политическим их представителям относили «революционных демократов» и народников.  В. И. Ленин при периодизации истории русского революционного движения назвал вторую половину XIX века (приблизительно 1861—95) «разночинским, или буржуазно-демократическим этапом освободительной борьбы в России»

Характерным явлением в России в начале 60-х годов было распространение нигилизма. Нигилизм как направление возникает в кризисные моменты жизни страны, ломки ее устоев. Ему присущи всякое сомнение и отрицание общепринятых ценностей. Впервые этот термин ввел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети», в котором воплощен образ «русского нигилиста» начала 60-х годов.

Представитель – публицист, литературный критик Д.И. Писарев. Переустройство общества — в деятельности реалистов, вооруженных последними достижениями науки. Большую роль Писарев придавал просвещению народных масс, в особенности популяризации среди них материализма и естествознания. Оказал значительное влияние на народников. Себя он не называл нигилистом.

В конце 1861 г. в Петербурге — революционная организация «Земля и воля». Это была «федерация» объединившихся 13-14 различных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но действовавших самостоятельно. Создатели — братья Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Путята. Вдохновителями создания «Земли и воли» были Александр Иванович Герцен и Николай Гаврилович Чернышевский, Огарев оказывал ей помощь. Программный документ — в «Колоколе» статья-прокламация Огарева «Что нужно народу?». Программа носила умеренный характер — Требования передачи крестьянам земли, которой они владели до реформы, замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, избрания центрального народного представительства, сокращения расходов на войско и на царский двор. Основным средством воздействия на крестьян считалась пропаганда.

Цель деятельности «Земли и воли» — подготовка к крестьянскому восстанию. Герцен и Огарев разработал план действий. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа — приступить к решительным действиям, опираясь на крестьянское восстание.

Арест лидеров «Земли и воли» летом 1862 г. серьёзно ударил по организации. Надежды на крестьянское восстание, которого ожидали в 1863 г., когда истекал срок составления уставных грамот, не оправдались. Бо́льшая часть либералов не поддержали революционный лагерь, считая реформы Александра II прогрессивными. В результате в начале 1864 г. «Земля и воля» заявила о своём самороспуске.

В 1863 г. в Москве Николай Ишутин основал тайную революционную организацию, известную как ишутинский кружок. Первоначально он примыкал к «Земле и воле», но после самоликвидации последней стал действовать самостоятельно. Ишутину удалось объединить разрозненные революционные кружки в Москве и установить связи с петербургскими революционерами. Под воздействием романа Чернышевского «Что делать?» молодые люди основали на общинных основах переплётную и швейную мастерские, ватную фабрику, открыли бесплатную школу и «Общество взаимного вспомоществования».

Программа организации предполагала ведение широкой пропаганды социализма среди крестьян, создание сети тайных кружков в провинции, подготовку заговора для осуществления государственного переворота. 4 апреля 1866 г. член организации Дмитрий Каракозов совершил первый в истории России революционно-террористический акт — покушение на Александра II. Каракозов стрелял в императора у ворот Летнего сада, но промахнулся. По официальной версии, его руку оттолкнул шапочный мастер Осип Комиссаров, который впоследствии получил дворянство.

После ареста Каракозова многие члены ишутинского кружка были раскрыты. Всего по делу проходило около двух тысяч человек, Верховный уголовный суд осудил 32 человека. Каракозова казнили, Ишутина приговорили к каторжным работам, остальных сослали в Сибирь. Оставшиеся на свободе ишутинцы присоединились к последующим революционным организациям.

В сентябре 1869 г. в Москве студенты Петровской земледельческой и лесной академии основали тайную организацию «Народная расправа». Её лидером стал Сергей Нечаев. Нечаевцы считали, что время мирной пропаганды закончено, приближается революция, подготовке которой необходимо себя посвятить. Программным документом «Народной расправы» стал написанный Нечаевым «Катехизис революционера». Он требовал от членов организации полного отречения от собственных интересов, чувств, привязанностей, строгой конспирации и абсолютной дисциплины.

Тайные кружки «Народной расправы» создавались по принципу разноуровневых «пятёрок», чтобы их члены знали лишь одного человека из вышестоящего кружка. Нечаев пытался тотально контролировать каждого участника организации, требовал постоянных отчётов о действиях. Позже они попали в руки полиции и документально подкрепили обвинения в создании нелегальной организации. Деятельность «Народной расправы» сводилась к распространению прокламаций, сбору денег, устройству конспиративных квартир. В организации наметился кризис, часть членов покинула её. Студент Иванов, один из авторитетных членов кружка, выступил против расклейки листовок в Петровской академии, что могло бы привести к её закрытию. Нечаев обвинил студента в предательстве и сотрудничестве с властями (что было ложью). Позже Иванов был убит.

Реакция 1866 года — волна консервативной реакции в Российской империи, которая последовала за первым покушением на императора Александра II, совершенным 4 апреля 1866 года студентом Дмитрием Каракозовым, и привела к замене либерального курса реформаторского правительства на более консервативный.

Выстрел Каракозова и последовавшее за ним разоблачение революционного кружка его кузена Ишутина привлекли внимание правительства к радикально настроенному студенчеству и к распространению в этой среде нигилистических взглядов. Основной мишенью для нападок оказалось Министерство народного просвещения, а также радикальные печатные издания как главные распространители «нигилизма».

В отставку были отправлены министр народного просвещения А. В. Головнин (которого сменил реакционер Д. А. Толстой), шеф жандармов князь В. А. Долгоруков, гуманный и деликатный столичный генерал-губернатор князь А. А. Суворов (которого заменил верноподданный генерал Трепов). Издание части либеральных изданий (например, «Московских ведомостей») было приостановлено, а журналы «Современник» и «Русское слово» — закрыты навсегда. Университетский устав 1863 года был осложнён и искажён введением новых правил для студентов.

События 1866 года обозначили конец преобладающего влияния группировки «константиновцев» на правительственную деятельность, а её глава Константин Николаевич к 1868 г. был отстранён от реального влияния на внутренние дела. Охранительно настроенная часть правительства (Толстой, Валуев, Зеленой) оперативно реализовала проект усиления губернаторской власти, который противоречил направлению только что проведённых реформ. Отныне ни один региональный чиновник (даже служащий в общественных учреждениях) не мог занять свою должность без одобрения губернатора.

В 70-е — начале 80-х годов XIX века преобладало радикальное (революционное) направление русского народничества. Оно пыталось выработать национальную модель некапиталистического развития путём свержения самодержавной власти и осуществления на практике идеалов утопического социализма.

В народническом движении к началу 1870-х гг. возникли три течения, которые предлагали разные средства и методы перехода к социализму.

Идеологом бунтарского, или анархического, направления был Михаил Александрович Бакунин (1814–1876).

  1. Бакунин считал, что любое государство — инструмент насилия, деспотизма и социальной несправедливости. Поэтому он не видел смысла в борьбе за парламентаризм, избирательное право, свободу печати. Бакунин заявлял, что в ходе революции государство должно быть разрушено и заменено федерацией самоуправляющихся общин. Главной революционной силой он считал крестьянство и беднейшие слои рабочих. Русские крестьяне, по его мнению, были «прирождёнными социалистами», которых нужно лишь подтолкнуть к бунту. «Разжечь пожар» должны были профессиональные революционеры, устраивая постоянные мелкие восстания — «пропаганду фактами».
  2. Пётр Лаврович Лавров (1823–1900) стал основателем пропагандистского направления в народничестве.
  3. Лавров, в отличие от Бакунина, считал, что русский народ не готов к немедленной революции, его необходимо «разбудить». Социалистические идеи должны вначале распространиться в среде интеллигенции, которая затем будет пропагандировать их среди крестьян. Успех в этой работе, по мнению Лаврова, могла обеспечить тайная революционная организация, которая бы координировала действия пропагандистов и обеспечивала их необходимыми материалами.
  4. Собственную теорию революции разработал Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — идеолог заговорщического течения в народническом движении.
  5. В отличие от других народников, Ткачёв не верил, что крестьянство, в своей массе пассивное, проникнутое верой в царя-батюшку, способно самостоятельно совершить революцию. Малообразованные крестьяне, по его мнению, не смогут принять идеи социализма, поэтому пропаганда в деревне не приведёт к успеху. Ткачёв видел главную задачу революционеров в том, чтобы осуществить государственный переворот и захватить власть. Опираясь на неё, можно будет создать новое государство и начать социалистическое переустройство общества. Чтобы осуществить этот план, необходима дисциплинированная, соблюдающая строгую конспирацию тайная организация.

Весной и летом 1874 года революционная молодёжь начала «хождение в народ». Народники рассчитывали, что, работая кузнецами, грузчиками, ремесленниками, они смогут быстрее сблизиться с крестьянами. Это движение охватило не только великорусские губернии, но и Белоруссию, Украину и другие национальные районы страны. В конце 1875 года движение было подавлено царским правительством.

В 1876 году народники создали тайную организацию под названием «Земля и воля». Это была централизованная организация, поставившая целью объединить все революционно-демократические силы страны. В практической деятельности «Земля и воля» от эпизодической пропаганды перешла к созданию прочных и длительных сельских Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей, как Александр Михайлов, Георгий Плеханов, Марк Натансон, Дмитрий Лизогуб, позже Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перовская, Лев Тихомиров, Николай Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878 г., с появлением одноимённого печатного органа; прежнее название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». В своей программе провозгласили идеал «анархизма и коллективизма». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

  • передача всей земли крестьянам в равных долях
  • введение полного общинного самоуправления
  • введение свободы вероисповеданий
  • предоставление нациям права на самоопределение

Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки). Организация имела собственный устав.

Организация состояла из основного кружка (подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности) и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноимённым названием. Агент «Земли и воли» Николай Клеточников был внедрён в Третье отделение. Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «осёдлой» пропаганде. Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого все силы народники сосредоточили на политическом терроре.

Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878−79 гг. «Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 6 декабря 1876 г., которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация стала первой политической демонстрацией в России с участием передовых рабочих. Демонстрация была организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков на Казанской площади в Санкт-Петербурге. На площади собралось около 400 чел. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Георгий Плеханов. Молодой рабочий Яков Потапов развернул красное знамя со словами «Земля и воля». Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10−15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, к заточению на 5 лет в монастырь. Казанская демонстрация знаменовала начало сознательного участия русского рабочего класса в общественном движении.

Липецкий съезд членов народнической организации «Земля и воля» состоялся в июне 1879 в Липецке. Созван в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. На Липецкий съезд, тайно от «Земли и воли», собрались Александр Михайлов, Александр Квятковский, Лев Тихомиров, Николай Морозов, А. И. Баранников, Мария Ошанина, Андрей Желябов, Николай Колодкевич, Григорий Гольденберг, Степан Ширяев и М. Ф. Фроленко. Съезд решил внести в программу «Земли и воли» признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет в случае согласия общего съезда «землевольцев» в Воронеже с новой программой должен был взять на себя осуществление террора.

Воронежский съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Георгий Плеханов, Александр Михайлов, Андрей Желябов, Вера Фигнер, Софья Перовская, Николай Морозов, Михаил Фроленко, Осип Аптекман. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде (июнь 1879 г.). Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд.

Постановления съезда носили компромиссный характер: наряду с деятельностью в народе признавалась и необходимость политического террора.

«Народная воля» — революционная нелегальная политическая партия, возникшая в 1879 году после раскола организации «Земля и воля» на радикальную «Народную волю» и умеренную «Чёрный передел». Партия ставила своей основной целью принуждение царского правительства к демократическим реформам и последующее социальное преобразование общества. Одним из методов политической борьбы «Народной воли» стал индивидуальный террор.

Участников организации называли народово́льцами. Наиболее известными из них были П. Л. Лавров, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Г. А. Лопатин и др.

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Неудачи «хождения в народ» в середине 1870-х годов породили в народнических кружках сомнения в целях движения и в тактике их достижения. Крестьянство не принимало агитации пропагандистов, многие из которых оказались в тюрьмах и ссылках, не добившись заметных результатов. Агитация всё больше переносилась из деревни в город. Народники всё больше склонялись к необходимости борьбы за политические преобразования и свободы.

В крупнейшей революционной организации «Земля и воля», которая осенью 1878 года потеряла ряд лидеров в результате провала основного кружка, назрел раскол. Часть революционеров во главе с Г. В. Плехановым и М. Р. Поповым настаивала на продолжении агитации в деревне. Другие во главе с А. Д. Михайловым призывали к политической борьбе, «дезорганизации» правительства любыми методами, включая террористические.

Серьезное влияние на настроения в революционных кругах оказали политические процессы 1877—1878 годов (суд над участниками Казанской демонстрации, процесс пятидесяти, процесс ста девяноста трёх). Покушение В. И. Засулич, убийство Н. В. Мезенцова С. М. Кравчинским, покушение А. К. Соловьева привели к усилению террористических настроений в революционных кругах.

В мае 1879 года в Петербурге группа землевольцев — сторонников политической борьбы и террористических методов — создала тайную организацию «Свобода или смерть».

На лето 1879 года был намечен съезд землевольцев, представлявших и столичные, и провинциальные кружки. Сторонники нового направления, «политики», склонявшиеся к применению террористических методов борьбы, тайно от остальных провели 15-17 июня отдельный съезд в Липецке, где согласовали свои действия и программу для последовавшего вскоре общего Воронежского съезда.

На Воронежском съезде, проходившем с 18 по 21 июня, разногласия между «политиками» и «деревенщиками» привели к расколу организации. Лидер «деревенщиков» Г. В. Плеханов демонстративно покинул съезд.

Однако формально единая организация «Земля и воля» существовала до конца августа — начала осени 1879 года, когда сторонники политической борьбы и террора организовали новую партию «Народная воля», а «деревенщики» создали «Черный передел».

 

«Народная воля» имела централизованную структуру во главе с Исполнительным комитетом. К началу 1881 года в организацию входило около 500 человек, а за весь период с 1879 по 1883 год она объединяла 80—90 местных, 100—120 рабочих, 30—40 студенческих, 20—25 гимназических и около 25 военных кружков.

Основатели «Народной воли», как правило, поначалу широко понимали задачи новой партии, не сводя их только к террору и рассматривая его как одно из средств политической борьбы. Однако с первых дней существования Исполнительного комитета основные его практические усилия были направлены на исполнение смертного приговора Александру II, вынесенному на Липецком съезде.

В ноябре 1879 года были произведены три попытки подрыва царского поезда, в котором император возвращался из Крыма в Петербург. Покушение у села Гниляково под Одессой, которое готовили М. Ф. Фроленко, Т. И. Лебедева и Н. И. Кибальчич, не состоялось из-за изменения маршрута поезда. Вторая мина, заложенная группой А. И. Желябова под Александровском, не сработала из-за технической неисправности. Третья — под Москвой, была взорвана 19 ноября группой народовольцев (А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Л. Н. Гартман, Г. П. Исаев, А. И. Баранников, С. Г. Ширяев и др.). Но и это покушение не удалось. Вопреки обычному порядку царский поезд шёл первым, и подрыв произошёл под багажным вагоном поезда свиты, шедшего вторым. Никто не пострадал.

5 февраля 1880 года С. Н. Халтурин, проникший еще в сентябре 1879 года в Зимний дворец в качестве столяра, подготовил там взрыв, разрушивший перекрытие между этажами и убивший 11 караульных. Однако царь и в этот раз не пострадал, поскольку не был в обычное время в помещении столовой, под которым был заложен заряд.

Ещё два покушения готовились, но не состоялись летом 1880 года. В Одессе на Итальянской улице, 47 С. Л. Перовская, Г. Исаев и другие готовили подкоп, чтобы взорвать экипаж Александра II на пути от вокзала к пристани. Однако подкоп не успели закончить в срок.

В Петербурге под Каменный мост, лежавший на пути из Царского села в Зимний дворец, заложили семь пудов взрывчатки, но взорвать его во время проезда императора не удалось из-за опоздания одного из террористов (М. В. Тетёрки).

Несколько членов Исполнительного комитета были арестованы ещё в конце 1879 года: А. И. Зунделевич — 28 октября 1879 года, А. А. Квятковский и Г. Д. Гольденберг — в ноябре, а С. Г. Ширяев — 4 декабря. В этот же день было захвачено полицией паспортное бюро организации.

18 января 1880 года полиция раскрыла секретную типографию народовольцев в Саперном переулке. Революционеры оказали вооружённое сопротивление, один из них (Сергей Лубкин) застрелился, четверо были арестованы.

Весной 1880 года народовольцы организовали Центральный рабочий кружок в Санкт-Петербурге, которым руководили А. Желябов и С. Перовская, который уже через год насчитывал более 300 рабочих. Осенью 1880 года была создана Военная организация. Весной 1881 года в неё входило около 50 офицеров из Петербурга, Кронштадта, Гельсингфорса.

Активная террористическая деятельность «Народной воли», особенно взрыв в Зимнем дворце, заставила правительство пойти на срочные меры. 12 февраля 1880 года была учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Главой этой комиссии стал М. Т. Лорис-Меликов, который, получив широкие полномочия, начал срочные преобразования в административной и полицейской сфере и одновременно ужесточил преследования революционеров.

Весной 1880 года арестованный Гольденберг дал полиции обширные показания, позволившие полиции произвести дальнейшие аресты.

В октябре в Петербургском военно-окружном суде прошел процесс над 16 народовольцами. Двое — А. А. Квятковский и А. К. Пресняков — были приговорены к смертной казни, остальные — к каторге и ссылке в Сибирь. Казнь Квятковского и Преснякова побудила народовольцев ускорить подготовку покушения на царя, которое они понимали как возмездие.

Ключевой фигурой конспиративной деятельности «Народной воли» был А. Д. Михайлов, который налаживал работу подпольных типографий, динамитных мастерских, финансирование организации, поддерживал связь с агентом революционеров в Третьем отделении — Н. В. Клеточниковым.

Арест Михайлова в ноябре 1880 года повлёк дезорганизацию и череду провалов.

Член Исполкома Н. Н. Колодкевич был арестован 26 января 1881 года, А. И. Баранников и Н. В. Клеточников — 28 января. В этот же день при нелегальном возвращении из-за границы был арестован Н. А. Морозов.

В декабре 1880 года началась подготовка к новому покушению на царя. Была нанята лавка на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, откуда был сделан подкоп для закладки мины. Одновременно велось наблюдение за выездами императора. Было решено совершить покушение на его пути из Зимнего дворца в Манеж.

Январские провалы заставили террористов спешить, поскольку не было никаких гарантий самого существования организации в течение сколь-нибудь длительного времени. 27 февраля вместе с приехавшим в Петербург руководителем одесской организации М. Н. Тригони был арестован А. И. Желябов, возглавлявший подготовку к покушению. Руководство взяла на себя С. Л. Перовская. Теракт был намечен на 1 марта. В случае, если царь не поедет Малой Садовой, было решено использовать метательные снаряды.

В назначенный день царь выбрал маршрут по Екатерининскому каналу и был там убит бомбой, брошенной И. И. Гриневицким, который также был смертельно ранен.

Инициированных цареубийством народных волнений, на которые рассчитывали революционеры, не произошло. Вскоре после 1 марта большинство активных членов организации было арестовано. На состоявшемся вскоре процессе над шестью первомартовцами (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков, Г. М. Гельфман) всем был вынесен смертный приговор. Беременной Г. Гельфман он был заменён на пожизненную каторгу.

После убийства 1 марта 1881 года Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис. Основной причиной падения организации стала общественная реакция, вызванная убийством Царя-Освободителя. В течение следующих месяцев прошли многочисленные аресты. В результате организация понесла большие потери и перенесла центр своей деятельности в Москву.

Критические последствия для организации имело предательство С. П. Дегаева, члена офицерской организации. Летом 1882 года он был включён в состав Исполнительного комитета и вскоре после этого перевербован полицией. Дегаев выдал полиции ряд народовольцев, в частности, Веру Фигнер. Центральные органы «Народной воли» были окончательно разгромлены, и попытки восстановить их в дальнейшем не привели к успеху.

Деятельность оставшихся кружков сводилась к распространению брошюр и листовок, пропаганде среди рабочих. Попытку объединить разрозненные кружки и воссоздать организацию совершил прибывший из-за границы весной 1884 года Г. А. Лопатин.

В марте 1887 года «Народная воля» была расформирована, однако отдельные народовольческие кружки действовали до конца 1890-х годов.

Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась. Террористическое крыло образовало новую организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество «Чёрный передел». После раскола «Земли и воли» на Воронежском съезде Исполнительный комитет Липецкого съезда положил начало новой организации «Народная воля».

«Чёрный передел» — тайное общество, образованное в 1879 году после распада народнической организации «Земля и Воля» сторонниками преимущественно мирных способов борьбы с царским режимом во главе с Г. В. Плехановым. Издавало одноимённый журнал. Разгромлено органами безопасности в начале-середине 1880-х годов, большая часть членов эмигрировала из страны в Швейцарию, где впоследствии перешли на марксистские позиции и основали группу «Освобождение труда».

«Чёрным переделом» называлась система перераспределения земли в крестьянских общинах, другое название — коренной передел. В данном контексте само слово передел восходит не к глаголу переделывать, а к переделять, делить заново. Принцип чёрного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, то есть всем членам семьи и т. д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. Чёрный передел совершался, как правило, далеко не ежегодно. (Сравни у В. Даля: Если крестьяне не сладят наделом земли, меряют шестом, чёрным делом (разделом) узкие полосы и раздают их по жребию.).

В устах народников принцип чёрного передела распространялся на все сельскохозяйственные земли, то есть подразумевал и уничтожение помещичьего землевладения. Таким образом, механизм крестьянского хозяйствования стал революционным лозунгом.

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов. Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован и переиздан за границей, второй — за границей, третий — в России, четвёртый (последний) — за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В 1881 году часть чёрнопередельцев судили в Санкт-Петербурге, многих выслали в административном порядке в Сибирь. Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года.

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (РСДРП). Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они особенно дорожили экономической борьбой. Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы.

Расцвет традиционализма в 1890-е годы стал реакцией здравомыслящей части русского общества на крайние проявления либерализма предшествующего царствования и взрыв революционного экстремизма на рубеже 1870–1880-х годов.

Общие характерные черты традиционализма: приверженность исконным социальным институтам, духовным ценностям и политический консерватизм, порой переходящий в реакционность.

Основные направления традиционализма:

  1. Государственный консерватизм. Был представлен именами ряда выдающихся государственных деятелей, литераторов и историков: Михаила Никифоровича Каткова, Владимира Петровича Мещерского и Дмитрия Ивановича Иловайского. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *