Двигательные функции и праксис

Праксис (греч. praxis — действие) — это способность к произвольному воспроизведению поз и действий.

Праксис — это система произвольных действий. Нарушение способности воспроизводить их носит название апраксии. Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно.

В структуру праксиса как высшей психической функции входят три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.

В нейропсихологии принято выделять следующие виды праксиса:

  • предметный несимволический (действия с предметом);
  • предметный символический (условные действия — без предмета);
  • пальцевый;
  • оральный;
  • артикуляционный.

Кинестетический праксис А. Р. Лурия обозначил также как афферентный, а кинетический — как эфферентный.

Термин афферентный означает центростремительный, подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру, а термин эфферентный означает центробежный, подразумевающий направление нервных импульсов от центра к периферии.

Двигательные функции

Это совокупность процессов, обеспечивающих движение тела и его частей, включая:

  • Грубую моторику (большие движения: ходьба, бег, прыжки)
  • Тонкую моторику (мелкие движения: письмо, застегивание пуговиц)
  • Мышечный тонус, координацию, равновесие

✅ Праксис

Праксис (от греч. praxis — действие) — это способность целенаправленно выполнять сложные двигательные действия, особенно новые или по инструкции.
Он включает:

  • Идеаторный праксис — планирование последовательности действий (например, как приготовить бутерброд)
  • Идеомоторный праксис — выполнение отдельных жестов или движений по команде (показать, как машут рукой)
  • Конструктивный праксис — умение собирать части в целое (рисование, конструирование из кубиков)
  • Оральный праксис — управление движениями органов речи (язык, губы, щеки)

2. История изучения

  • Впервые понятие праксиса введено в неврологию и психологию в работах в конце XIX — начале XX века.
  • Исследования Г. Липмана, К. Голдштейна, А.Р. Лурии стали основой для понимания апраксий и моторных расстройств.
  • Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев изучали развитие движений в онтогенезе и связи праксиса с деятельностью и речью.

📈 3. Этапы развития

✅ Двигательные функции

  • 0–1 год: развиваются рефлексы, навыки удержания головы, ползания, сидения, ходьбы.
  • 1–3 года: развиваются координация, равновесие, простые движения.
  • 3–6 лет: совершенствуются навыки бега, прыжков, развивается тонкая моторика, рука готовится к письму.
  • 7–10 лет: достигается зрелость двигательных навыков, формируются спортивные и учебные двигательные действия.

✅ Праксис

При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

  • Начинает развиваться с 2–3 лет — появляются действия по подражанию.
  • К 5–6 годам — дети могут выполнять действия по словесной инструкции.
  • К 7–8 годам — оформляется идеомоторный и конструктивный праксис (важно для обучения в школе).
  • Полное формирование — к 10–11 годам.

⚠️ 4. Затруднения и заболевания

🔸 Нарушения двигательных функций:

  • Диспраксия (нарушение праксиса)
  • Моторная неловкость, плохая координация
  • Задержка моторного развития
  • Гипо- или гипертонус мышц
  • Атаксия, парезы, тремор
  • Сенсомоторная интегративная дисфункция

🔸 Заболевания, сопровождаемые нарушениями:

  • Детский церебральный паралич (ДЦП)
  • Синдром Дауна
  • Аутизм (РАС)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Апраксии (при органических поражениях мозга)
  • ЗПР, ЗПРР (задержки психоречевого и психомоторного развития)

🔍 5. Методы диагностики

🔹 Двигательные функции

  • Оценка общей и тонкой моторики:
    • Тесты: «прыжки на одной ноге», «стоять на одной ноге», «ловля мяча»
    • Задания на пальчиковую моторику: нанизывание бусин, застегивание пуговиц
  • Шкалы развития моторики (например, Brunet–Lezine, Denver Developmental Screening Test)
  • Неврологическое обследование (оценка тонуса, рефлексов, координации)

🔹 Праксис

  • Проба на идеомоторный праксис: «Покажи, как машут рукой», «Как расчесываются»
  • Проба на конструктивный праксис: копирование рисунков, составление фигур из палочек/кубиков
  • Проба на идеаторный праксис: дать предметы и попросить выполнить серию действий (например, «сделай чай»)
  • Методики Лурии: комплекс нейропсихологических проб на праксис (особенно у детей 6+ лет)
  • Наблюдение за деятельностью в быту и на занятиях (как берет предметы, как двигается, строит)

📌 Заключение

Двигательные функции и праксис — основа успешного развития ребенка: от самообслуживания до обучения. Нарушения этих функций могут быть ранним признаком неврологических или психических проблем. Ранняя диагностика и коррекционные занятия с участием нейропсихолога, логопеда, эрготерапевта позволяют значительно улучшить качество жизни и обучение ребенка.

Двигательные функции

Кинестетический праксис

  1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

 

 

 

Рис. 2

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

  1. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

  1. Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Кинетический (динамический) праксис

  1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

 

Рис.3

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро—ладонь —кулак».

  1. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец:

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

  1. И.: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».
  2. Реципрокная координация рук.

 

Рис.4

И.: «Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

  1. Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

Пространственный праксис

  1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.

 

 

Рис.5 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *