Распад Русских земель в XII в. Политическая раздробленность

СОДЕРЖАНИЕ
0
34 views
19 октября 2022

1. Эпоха раздробленности на Руси 2. Причины политической раздробленности 3. Особенности развития в условиях раздробленности 4. Последствия раздробленности 5. Русь и половцы в период раздробленности

Важнейшие даты:

  • 1132–1240 гг. — период политической раздробленности Руси
  • 1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев

Почему единое Древнерусское государство в XII в. распалось на независимые княжества? Какое значение имела политическая раздробленность для развития русских земель?

Распад Киевской Руси — процесс политического дробления Киевской Руси, которая в середине XII века разделилась на независимые княжества. Формально она просуществовала вплоть до монгольского нашествия (1237—1241), и Киев продолжал считаться главным городом. Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (по обозначению советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Следующим этапом распада стала ликвидация института «причастий в Русской земле» в результате монгольского нашествия: прекращение борьбы за Киев и киевские волости, коллективного владения и защиты Киевской земли князьями различных ветвей Рюриковичей. Его окончательное завершение приходится на вторую половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство.

Итогом распада стало возникновение на месте Киевской Руси новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.

Начало конца по Гумилеву

После смерти Мстислава Киевская держава стала быстро, спонтанно распадаться. Первым отпал Полоцк, куда в год смерти Мстислава Великого прибыли из Византии полоцкие князья. Они были приняты согражданами, и Полоцк вернулся к самостоятельности. Затем, в 1135 г., отделился Новгород. Новгородская «республика» перестала посылать деньги в Киев.

В Киеве некоторое время (до 1139 г.) правил брат Мстислава Ярополк. Он умер, оставив престол брату Вячеславу.

И тут в судьбу киевского великокняжеского стола вмешался Чернигов. Сын Олега Всеволод напал на Киев, выгнал Вячеслава и сел на киевский престол, объявив себя великим князем.

Против него выступила ветвь Мономашичей, которых поддерживала Волынь. Изяслав, племянник Вячеслава, пытался вернуть Киев потомству Мономаха, но Всеволод – князь крутой, умный и жестокий – держался на великом княжении вплоть до своей смерти (1146).

Менее удачлив оказался его брат Игорь – человек на редкость неталантливый. Меньше чем за месяц своего правления он сумел настроить против себя киевлян, и, когда Изяслав Мстиславич, внук Мономаха, явился с Волыни с отрядом торков, киевское ополчение покинуло князя Игоря. Потерпев поражение под стенами столицы, он пытался бежать, но его конь увяз в болоте около речки Лыбедь. Игоря схватили и заточили в поруб, где он сидел до тех пор, пока третий брат – Святослав Ольгович – не собрал в Чернигове силы для освобождения свергнутого Игоря, постригшегося в заключении в монахи. Но ненависть киевлян, видевших в Игоре своего врага, была опасна и монаху. Изяслав послал дружину вывести Игоря из поруба и отвести в храм Святой Софии, где бы святость места охраняла его (собор пользовался правом убежища). Но киевляне на соборной площади отбили его у стражников и растоптали ногами, а труп бросили здесь же без погребения (1147).

Началась упорная война между Черниговским и Киевским княжествами.

В это время отделилась и стала фактически самостоятельной Ростово-Суздальская земля, где правил сын Мономаха – Юрий Долгорукий, законный глава старшей линии Мономашичей. Изяслав же, любезный киевлянам, относился к младшей линии Мономашичей.

Перечислять все бесконечные столкновения, пожалуй, не имеет смысла.

Достаточно отметить то, что Долгорукий умер от яда (1157). Его сын Андрей Юрьевич Боголюбский (живший в селе Боголюбове, откуда и прозвище) унаследовал Ростово-Суздальское княжество отца.

Как видим, дети Мономаха схлестнулись с его внуками не на жизнь, а на смерть. Борьба ростово-суздальских князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского с волынскими князьями: Изяславом Мстиславичем, Мстиславом и Романом за киевский стол, конечно, была борьбой дядьев с племянниками, но рассматривать ее как семейную ссору – неправильно. Действительно, в соответствии с этикетом того времени, летописцы писали: «князь пошел», «князь решил», «князь свершил» – независимо от того, было ли князю шесть лет, тридцать три года или шел восьмой десяток. Очевидно, что так быть не могло. Как уже говорилось, боролись между собой стоявшие за князьями военно-политические группировки, выражавшие интересы тех или иных земель распадавшегося Русского государства. Процесс этот, начало которому исподволь положили решения Любечского съезда князей в 1097г., (подобно Беловежскому соглашению 8 декабря 1991 года — соглашению о распаде СССР) , через 70 лет стал необратимым, и Киевская держава к началу XIII в. разделилась на несколько независимых государств. Окончательно обособились Северо-Восточная Русь и юго-западные земли (Волынь, Киевщина и Галиция). Самостоятельным государством стало Черниговское княжество, где правили Ольговичи и Давыдовичи. Выделились и Смоленск, и Турово-Пинская земля. Обрел полную независимость Новгород. А половцам, завоеванным и подчиненным, даже не пришлось нарушать своих обязательств: они сохраняли автономию, на которую русские князья и не думали покушаться.

Государственный распад Руси отражал происходивший распад этнической системы: хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, чувство этнического единства между ними разрушалось.

Ярким примером утраты этнической комплиментарности стал поступок князя Андрея Боголюбского. В 1169 г., захватив Киев, Андрей отдал город на трехдневное разграбление своим ратникам. До того момента на Руси было принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не распространялась. Приказ Андрея Боголюбского показывает, что для него и его дружины в 1169 г. Киев был столь же чужим, как какой-нибудь немецкий или польский замок.

Следовательно, в конце XII в. Древняя Русь вступила в новую фазу этногенеза – обскурацию. Пассионарность Руси неуклонно снижалась, и потому разнообразие ландшафтов, традиций и вариаций поведения вело к торжеству центробежных тенденций. В силу этого обстоятельства и оказалась Русь разорванной на отдельные княжества и уделы, которым в этническом смысле соответствовали различные этносы и субэтносы. Последние были крайне разнообразны.

Так, в Смоленской земле имелось около десятка уделов, то же самое наблюдалось на территории Ростово-Суздальского и Черниговского княжеств. В Галицкой земле даже сохранилась область, в которой правили не Рюриковичи, а потомки древних славянских вождей – болоховские князья. Языческие балтские и угро-финские племена: ятвяги, литва, жмудь, эсты, мордва, черемисы, зыряне, заволоцкая чудь – по-прежнему оставались за пределами Руси. Такой она и вступила в тринадцатое столетие – век своей трагической гибели.

ЭПОХА РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ

Назревание кризиса

Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира Святославича (Святой / Креститель / Красно Солнышко; годы правления(978- 1015).

Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам.

Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань.

Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру.

Только в 1036, после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь.

Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями».

С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядями и племянниками.

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою».

Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем.

Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».

Другие Рюриковичи — братья, дядья и племянники киевского князя — стали править каждый в своём уделе самостоятельно, без подчинения кому бы то ни было. Не нашлось одного сильного лидера, который, подобно Владимиру Мономаху, сумел бы объединить государство. Русь раскололась на ряд независимых друг от друга княжеств, каждое во главе со своей линией династии Рюриковичей.

Удел — в Древней Руси область, выделенная (уделённая) во владение князю.

Хронологический отрезок с 1132 по 1240 г. в отечественной истории известен как эпоха политической (или удельной) раздробленности Руси. В середине XII в. наиболее крупными и могущественными княжествами были Киевское, Переяславское, Черниговское, Галицкое, Волынское, Полоцкое, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Муромо-Рязанское и Новгородская земля. Со временем процесс дробления земель усиливался. Княжеств становилось всё больше из-за того, что правители-князья по старой традиции раздавали своим сыновьям в управление уделы — города и сёла. Сыновья в свою очередь стремились к самостоятельности и разными путями добивались независимости от отцов. Так, к 1240 г. на территории Руси существовало уже около 50 независимых княжеств. Правители наиболее крупных земель именовали себя великими князьями, чтобы показать своё преимущество перед другими Рюриковичами.

Новгородская земля в XII–XIII вв.

Политическая раздробленность в XII в. была характерна не только для русских земель, но и почти для всех европейских королевств, где этот процесс начался ещё в X в. Европейские короли раздавали земли за службу своим герцогам и графам. Знатные королевские подданные постепенно увеличивали свою власть в полученных владениях и превратились в независимых правителей. В отличие от Европы, на Руси распад происходил благодаря дележу земель в рамках одной правящей династии Рюриковичей. Однако тенденцию к ослаблению центральной власти и дроблению территорий можно назвать общеевропейской. Разделение огромного государства на независимые княжества было закономерным для своей эпохи процессом.

Некоторые исследователи по аналогии с западноевропейскими реалиями называют политическую раздробленность Руси феодальной. Использование термина «феодальная раздробленность» применительно к российской истории встречает ту сложность, что средневековые общественные отношения здесь отличался от европейского феодализма. На Руси гораздо слабее, чем в Западной Европе, были развиты характерные феодальные черты: господство рыцарского землевладения, служба воинов правителю за земельное пожалование (феод), распространение вассальной зависимости одних представителей знати от других, личная зависимость крестьян от господ-землевладельцев. Однако сословие знати на Руси, без сомнения, владело землями. Русских князей и бояр, как и европейскую знать, можно называть феодалами.

«Двор удельного князя». А. М. Васнецов

Причины политической раздробленности

Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Часть историков считает, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования Древнерусского государства.

Можно выделить ряд причин политической раздробленности Руси.

  • Сохранение старой племенной разобщённости русских земель. В отдельных землях к XII в. ещё сохранялись древние племенные традиции, верования и политическая организация. Территориальные границы княжеств зачастую были похожи на прежнее расселение славянских племенных союзов, например полян, кривичей, вятичей.
  • Рост княжеского и боярского землевладения. Сословие знати на Руси со временем росло и приобретало всё больше богатств. Если в середине X в. представителей династии Рюриковичей было всего несколько человек, то к XII в. потомков этого рода было несколько десятков. Количество бояр также постоянно увеличивалось. Основу благосостояния знати — бояр и князей составляло их землевладение — передаваемые от отцов к детям вотчины. Княжеские вотчины постепенно превращались в независимые княжества.
  • Борьба за власть между представителями знати. Постоянные княжеские усобицы происходили именно из-за власти над землями. Со временем сообщество князей и бояр стало очень разнообразным и сложным. Войны между крупными держателями земель не могли быть бесконечными, приходилось искать компромиссы. Ради достижения мира враждующие стороны вынуждены были признавать независимость и самостоятельность друг друга. Так, стремящиеся освободиться от власти Киева местные (удельные) князья в конце концов получали желаемое.
  • Рост городов как политических центров. Развитие ремесла и торговли приводило к росту городов. В городах формировалось самоуправление, возникали чиновничьи должности: тысяцкий, посадник. Горожане решали важнейшие вопросы, собираясь на вече. Зачастую город стремился жить независимо от князя, ведь местные бояре и купцы располагали достаточным влиянием и богатством, чтобы не нуждаться в опеке со стороны княжеской власти. Например, в Новгороде в XII в. власть веча стала выше власти князя. Так города становились самостоятельными центрами власти, что препятствовало единству русских земель.
  • Перемещение населения с юга на север из-за частых набегов кочевников. Набеги кочевников, как правило, приходились на южные области Руси, где как раз располагалась древняя столица Киев. Население южнорусских земель активно переселялось на более безопасные северные территории. Находившийся на юге Киев беднел, а другие княжества богатели за счёт притока новых рабочих рук. В итоге могущество Киева как столицы уменьшалось, тогда как другие города приобретали новые возможности для борьбы за свою независимость от центральной власти киевского князя.
  • Ослабление внутренних связей в силу упадка торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь издревле связывал земли восточных славян в единое экономическое и политическое пространство. В XII в. торговля «из варяг в греки» резко сократилась из-за упадка Византийской империи, замыкающей южную часть торгового пути. Ещё одним обстоятельством, мешающим торговле по древнему торговому пути, стали кочевавшие в южнорусских степях половцы, которые грабили купеческие караваны в низовьях Днепра. Расположенные вдоль торгового пути города, включая столичный Киев, стали беднеть. Центральная власть Киева слабела, а некогда единое экономическое пространство разобщилось.
  • Слабая связь между регионами Руси из-за преобладания натурального хозяйства. Почти всё, что производили люди, использовалось и потреблялось на месте, поэтому разные регионы Руси мало торговали между собой. Сельское хозяйство и ремесло давали мало излишков, которые можно было бы отправлять на продажу. Отсутствие прочных рыночных связей делало разные русские земли мало зависящими друг от друга. Каждое княжество было самодостаточным в хозяйственном плане, поэтому не стремилось к восстановлению былого единства Древнерусского государства.
 
Название теории Предмет изучения Интерпретации факта  
Религиозная (Христианская) Движение человечества к Богу «Божий гнев» на гордость и высокомерие князей  
Всемирно-историческая: Общемировое развитие, прогресс человечества. 1) Раздел Киевской державы на уделы между сыновьями Великого князя. 2) Горизонтальный принцип наследования власти (от старшего брата к следующему брату по старшинству) 3) Княжеские усобицы  
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба. Переход от раннего феодализма к среднему. Феодальная раздробленность — закономерный и неизбежный этап в развитии феодального общества. Это не регресс, не движение вспять, а в целом — движение по пути прогресса  
Локально-историческая Единство человека и его окружающей среды, составляющее понятие локальная цивилизация. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку.  
       

Л.Н. Гумилев (1912—1992) причиной гибели государства Киевская Русь считает спад пассионарной энергии в системе этноса. Одновременно в конце XII века усилился натиск половцев, который для ранее монолитной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых трудностей. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси переселялось в северные и северо-западные районы страны. По мнению Л.Н. Гумилева, «к середине XIII века идея объединения Руси уже стала полностью иллюзорной. Русь окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли». Если следовать логике Гумилева, то на территории Восточной Европы, не помешай монгольское нашествие, через несколько веков возникли бы мощные независимые государства.

«Город строят». Н. К. Рерих

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Первое столетие раздробленности

К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по другим оценкам от 15 до 18) княжеств (по летописной терминологии «земель»).

Княжества различались как по размеру территории и степени сплочённости, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» династических землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

  1. В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла).
  2. В Черниговском княжестве с 1127 года правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи).
  3. В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское.
  4. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир.
  5. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича.
  6. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича.
  7. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество.
  8. Со второй трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество.
  9. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
  10. Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией.
  11. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков чаще всего правили младшие представители владимиро-суздальских Мономаховичей, но периодически также и князья, приходившие из других земель.
  12. Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 годах Киев находился в руках Святослава Всеволодовича черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич смоленский.
  13. Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками.
  14. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).
  15. После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.

Политическая раздробленность создавала препятствия для ле́ствичного порядка наследования престолов. Теперь удельные князья стремились передать власть своему старшему сыну, а родственники по боковым линиям воспринимались как враги. Так, наиболее крупные княжества уже в XII в. оказались закреплены за той или иной ветвью династии Рюриковичей. Удельные князья возводили своё происхождение, как правило, к внукам или правнукам Ярослава Мудрого. Например, в Волынском княжестве правили потомки сына Мстислава Великого Изяслава; в Смоленске — потомки Ростисла́ва, другого сына Мстислава Великого; в Чернигове продолжали править О́льговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича.

Потомки Ярослава Мудрого в XI — начале XIII в.

Собственные династические линии Рюриковичей не сложились только в Новгородской земле и Киевском княжестве. Новгород был богатым городом, где внутренними делами управляли местные бояре и купцы. У новгородцев сложилась традиция приглашать на правление князей из сопредельных княжеств по выбору ве́ча. В Киеве своя династическая линия Рюриковичей не сформировалась, так как этот город по-прежнему продолжал считаться наиболее значимым, править здесь было очень почётно. Поэтому разные удельные князья часто воевали за киевский престол. Меняя друг друга на престоле военным путём, они препятствовали закреплению Киева в руках одной семьи.

Упадок Киева

Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась.

Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Киевской Руси, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь).

Постоянная борьба за княжеский престол, политическая нестабильность, восстания горожан привели к тому, что на протяжении XII века князь киевский сменялся 37 раз; некоторые из князей занимали престол менее года.

Так, Игорь Ольгович и Глеб Юрьевич были убиты киевлянами менее чем через год правления, а Изяслав Давыдович и Ростислав Мстиславич оба занимали престол трижды и дважды бывали свергнуты.

В 1169 году в результате похода коалиции одиннадцати князей, действовавших по инициативе владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, Киев впервые в практике княжеских усобиц был взят штурмом и разграблен, и впервые князь, завладевший городом, не остался в нём княжить, посадив на княжение своего ставленника. Андрей был признан старейшим, носил титул великого князя, но не делал попыток сесть в Киеве. Тем самым традиционная связь между киевским княжением и признанием старейшинства в княжеском роде стала необязательной.

В 1203 году Киев подвергся второму разгрому, на этот раз от рук смоленского Рюрика Ростиславича, до этого уже три раза становившегося киевским князем.

Летом 1212 года Киев был занят войсками коалиции Мономаховичей, после чего борьба вокруг него утихла на два десятилетия. Основными руководителями похода выступили Мстислав Романович Старый Смоленский, Мстислав Мстиславич Удатный Новгородский и Ингварь Ярославич Луцкий.

Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей.

По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Существует мнение, что значительная часть населения Киевщины ушла в северные области.

Во второй половине XIII века Киев управлялся владимирскими наместниками, а позже — ордынскими баскаками и местными провинциальными князьями, имена большинства из которых неизвестны.

В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита.

В 1321 году в битве на реке Ирпени киевский князь Станислав, потомок Ольговичей, потерпел поражение от литовцев и признал себя вассалом литовского князя Гедимина, одновременно оставаясь и в зависимости от Орды.

В 1362 году Киев был окончательно присоединен к Литве. Гедимин поставил здесь своих наместников и военные гарнизоны, позднее в поисках новых вотчин сюда потянулись литовские феодалы. В массовом порядке пустующие земли стало обживать и менее родовитое население с окраин Литовского княжества.

Каждое русское княжество развивалось по-своему, с особыми политическими, экономическими и культурными традициями. Храмы, которые строились в Новгороде, архитектурным обликом стали отличаться от черниговских и киевских церквей. В больших стольных городах составляли собственные летописи, которые подробно описывали историю только одного княжества. Центрами независимого летописания были Киев, Новгород, Галич, Переяславль, Ростов и другие города.

Новгородская первая летопись. Рукопись XIII–XIV вв.

Несмотря на разобщённость земель, культурное единство Руси сохранялось. Так, составляемые в разных городах летописи, как правило, всегда начинались с общерусской «Повести временных лет». Народ сохранял память о былом единстве.

Очень мало отличались язык и письменность, распространённые в разных княжествах.

Наиболее значимым объединяющим фактором оставалась православная вера и церковь. Все русские земли в церковных вопросах по-прежнему подчинялись митрополиту Киевскому и всея Руси, как его стали именовать. Епископы из разных княжеств собирались вместе, чтобы обсуждать общие проблемы. Духовенство зачастую обращалось к князьям с призывами к миру и единству.

Последствия раздробленности

Являясь закономерным явлением, раздробленность на первых порах способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации.

С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией.

К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску.

Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия.

В 1237—1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

В числе положительных последствий можно назвать складывание новых торговых и культурных связей. Независимые русские земли стали самостоятельно торговать как между собой, так и с сопредельными государствами. Так, западные регионы Руси сблизились экономически, политически и культурно с королевствами Восточной Европы, не утратив связи с остальными русскими землями. Сложилась тесная связь между северо-восточным и северо-западным регионами Руси. Новгородская земля активно развивала торговые отношения с Европой. В условиях широкой самостоятельности в удельных княжествах стали расти и развиваться города. Период политической раздробленности отмечен расцветом культуры — ремёсел, искусств, литературы в отдалённых от Киева землях, где прежде культура была развита слабо. К началу XIII в. в русских землях бытовало более 60 разных ремёсел. До нашего времени сохранились великолепные храмы Новгорода и Владимира, построенные именно в период политической раздробленности. В условиях отсутствия единого государства местные (удельные) князья и бояре могли позволить себе тратить материальные ресурсы на развитие собственного региона, а не отдавать всё в столичный Киев.

Бармы (ожерелье) из рязанского клада — памятник ювелирного искусства XII–XIII вв. Изображение из коллекции Музеев Московского Кремля

Были также и отрицательные последствия политической раздробленности Руси. Многочисленные удельные князья постоянно воевали между собой из-за земель и власти, а это всегда приводило к людским жертвам и хозяйственному разорению отдельных регионов. Дробление княжеств на уделы между наследниками всё сильнее разжигало усобицы. Масштабные войны и маленькие неожиданные набеги неприятеля стали частью повседневной жизни населения Руси. Больше остальных страдали мирные крестьяне, которых князья и дружинники рассматривали как объект грабежа. Самым большим недостатком политической раздробленности Руси стало ослабление её обороноспособности в отношении внешних врагов. Удельные князья порой настолько ненавидели друг друга, что радовались нападению на соседнее княжество иноземцев-кочевников. Объединить усилия в борьбе с общим врагом было очень трудно из-за княжеских распрей. Русские земли стали лёгкой добычей для сильного завоевателя. Так, в XIII в. князья не сумеют объединиться, чтобы защитить свою землю от монголо-татарского нашествия.

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран, были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев даже после 1169 года формально оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части — «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью. Киев называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как сакральный центр православной земли. Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности и реального влияния) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси». Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
  • Княжеский род. До завоевания западнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 году и монголов в 1223 году принимали участие князья почти всех русских земель.
  • Церковь. Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х годов он стал носить титул «всея Руси». Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. К их числу относятся учреждение титульной митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI века, проект Андрея Боголюбского по созданию отдельной митрополии для Владимиро-Суздальской земли, существование Галицкой (1303—1391 с перерывами) и Литовской (около 1317—1419 с перерывами) митрополий. В 1299 году резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир, а с 1325 года — в Москву. Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
  • Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими (в ед. числе русин), а свой язык русским. Ярким воплощением идеи «большой Руси» от Северного Ледовитого океана до Карпат являются «Слово о погибели Русской земли», написанное в первые годы после нашествия, и «Список русских городов дальних и ближних» (конец XIV века).

РУСЬ И ПОЛОВЦЫ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В период раздробленности наиболее опасным противником русских княжеств оставались половцы. Их нашествия стали более успешными. Многие князья заключали союзы с кочевниками, чтобы вместе воевать против других русских князей.

Со временем соседство русских земель с половцами стало привычным для обеих сторон. Военные союзы кочевников с русскими князьями иногда сопровождались династическими браками, когда дочери половецких ханов становились жёнами русских князей. Например, дочь половецкого хана Аепы стала женой ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. В таких случаях половецкие невесты переходили из язычества в христианство. Были случаи, когда и половецкие ханы по собственному желанию принимали крещение. Так постепенно происходило сближение Руси и половцев.

Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Отношения между Русью и половцами были далеки от идеала. Набеги кочевников постоянно разоряли русские земли. Князья из-за личных разногласий и политической разобщённости не могли полностью остановить нашествия. Многие образованные люди того времени понимали, что главная проблема заключается в отсутствии единства Руси. В 1185 г. новгород-северский князь Игорь Святославич предпринял поход против половцев. Отказавшись от союза с могущественными князьями, он собрал небольшое войско и отправился в степь, чтобы одолеть врага на его территории. Однако войско Игоря Святославича потерпело поражение, а сам князь оказался в плену. По мотивам этого похода древнерусский автор написал эпическую поэму «Слово о полку Игореве», где передал свои переживания за судьбу родной земли. Автор «Слова о полку Игореве» укоряет князей за междоусобную вражду и призывает к объединению ради процветания и победы над врагами.

«После побоища Игоря Святославича с половцами». В. М. Васнецов

Период политической раздробленности имел огромное значение для развития Руси. Разделившись в XII в., разные русские земли вступили на путь построения собственной государственности, определившей судьбы земель на многие столетия вперёд.

Тенденции к объединению

В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50.

В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами на северо-востоке являлись Владимиро-Суздальское и Смоленское.

К началу XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев.

В первой трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами.

С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича на юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием.

Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума.

Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению.

Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками.

Княжества северо-восточной Руси в течение XIV—XV веков объединялись вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно