No Image

Социально-экономическое развитие Руси в X- начале XII вв.

СОДЕРЖАНИЕ
0
31 views
19 октября 2022

В IX-XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности — житом (от глагола «жить»).

К IX—Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель — Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства.

Формирование феодальной экономики в русских землях относится к периоду существования древнерусского государства — Киевской Руси. Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII-IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родоплеменной знати власти — таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.

Возглавлявшие племенные союзы военные вожди (князья) стремились к подчинению свободных общинников, наложению на них определенной дани, необходимой для содержания дружины. При этом нормы традиционного права отвергались и подвергались забвению. Одновременно с этим закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровнородовая месть и др.) сохранялась в жизни древнерусского общества.

И все же образование раннефеодального древнерусского государства имело большое прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен и других племенных объединений, вошедших в его состав.

Его экономической основой была феодальная собственность на землю, но процесс феодализации имел свои отличия от Европы:

• замедленность развития, обусловленная географическими условиями (открытость границ, отсутствие естественных барьеров в борьбе с кочевниками) и политическими факторами (доминирование проблем обороны и безопасности, необходимость содержания военного аппарата);

• формирование государства не снизу вверх, а сверху вниз. Нехватка средств для содержания дружины привела к сбору своеобразных налогов с подчиненных территорий в форме дани (полюдья), определяемой сначала обычаем, затем в зависимости от размеров хозяйства (дыма). Позднее к ней добавились торговые и судебные пошлины, а также натуральные повинности (строительство дорог, содержание князя и дружины во время походов и т. д.). В X в. недостаток средств начал компенсироваться раздачей княжеских земель на условиях службы;

• неразвитость отношений собственности. Формально земля и ресурсы принадлежали классу феодалов, фактически оказывались лишь во временном пользовании. Таким образом, формирующаяся феодальная собственность была частной по форме, государственной по содержанию;

• особая роль христианства как государственной религии. Первоначально церковь существовала за счет князя: на ее обеспечение шли отчисления от собираемых даней и других поступлений на княжеский двор. В результате церковь выполняла не только религиозные функции, но определенные социально-экономические.

Феодальные отношения на Руси начали зарождаться при правлении князя Владимира, но сильное развитие произошло только при Ярославе Мудром.

Государственная власть Руси способствовала развитию ремесла, торговых связей внутри страны и с другими государствами, строительству новых городских центров, освоению пахотных земель. Постепенно происходило совершенствование устройства власти. В XI в. киевские князья стали единовластными правителями всей страны. Племенные старейшины превратились в бояр и стали называться высшим слоем дружинного строя. Во времена правления Ярослава Мудрого все большее значение начинала играть земля. Приобретение земельных участков приносило не только огромные доходы, но и усиление политической власти. Дань — это первая известная форма зависимости работающего населения от государства.

Первоначально великие киевские князья собирали дань — полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников — «посадников», старших «мужей» — дружинников. Кроме полюдья существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю. Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты — оброка.

Так государство утверждало свою верховную собственность на все завоеванные и присоединенные к Киеву княжества. Вскоре началось появления богатых землевладельцев и нищенствующих людей. Это время получило название «период военной демократии». Все чаще земли присваивали себе представители княжеской семьи, которые пользовались своим влиянием. Они строили дворы, охотничьи дома, организовывали собственное хозяйство, превращали рядовых свободных общинников в зависимых работников. Возникновение таких владений явилось предпосылкой к зарождению земельной собственности и появлению зависимых людей, которые живут и работают у своего господина.

Политический строй

В Древнерусском государстве была монархическая форма правления. Верховная власть принадлежала одному человеку ― киевскому князю. Он собирал налоги (дань), вершил суд, издавал законы, руководил защитой страны от нападения врагов, организовывал строительство городов, заключал договоры с соседними государствами. На монетах содержалось имя князя. Благополучие и порядок в государстве зависели от личности правителя. Для сохранения своего положения князь должен был проявлять мудрость и отвагу: например, он лично вёл в бой дружину против неприятеля и рисковал погибнуть в сражении.

Сребреник XI в. ― монета, отчеканенная при Ярославе Мудром. На одной стороне монеты изображён небесный покровитель князя, св. Георгий Победоносец. На другой стороне ― гербовый знак в виде трезубца и надпись «Серебро Ярослава». Фотография APEC

Киевский князь управлял страной при помощи наместников ― чиновников, которые представляли его интересы в разных землях. Роль наместников выполняли родственники князя или наиболее верные дружинники. Подчинение той или иной земли князю выражалось в уплате населением налога-дани. Отказ от выплаты дани означал откол от государства, что приводило к карательному походу княжеской дружины.

Жители наиболее крупных городов Руси имели свою политическую организацию в виде народного собрания, именуемого вече. Вече существовало в Киеве, Новгороде, Пскове, Ростове и других городах. На собрании решали наиболее важные вопросы городского управления: сбор налогов, разбирательство крупных споров, организация обороны от врагов, а иногда ― признание власти того или иного князя. Участвовали в вечевом собрании, как правило, только свободные мужчины ― главы семей. Решения принимали путём открытого обсуждения и голосования. Поэтому важную роль в политической жизни городов играли наиболее состоятельные горожане ― купцы и бояре, которые могли продвигать выгодные для себя решения путём подкупа участников веча.

Вече ― народное собрание в городах средневековой Руси, на котором решали важные вопросы политической, экономической и культурной жизни. Многие историки считают вече признаком существования демократии на Руси.

«Псковское вече». А. М. Васнецов

Значение веча увеличивалось, когда ослабевала княжеская власть. Так, в 1068 г. киевляне собрались на вече, после чего изгнали князя Изяслава Ярославича и поставили вместо него во главе города Всеслава Брячиславича. В 1093 г. Владимир Мономах вместе с остальными князьями собрались заключить мир с половцами, но киевское вече настояло на продолжении войны.

Иерархия древнерусского общества

Устройство общества Древней Руси было похоже на то, что было в средневековой Европе. Люди по своему положению были не равны между собой. В древнерусском обществе можно выделить три основных сословия: светскую знать (те, кто воюет), духовенство (те, кто молится) и крестьянство (те, кто работает).

Неравенство в положении сословий усугублялось разным уровнем материального благосостояния, а также разными правами и обязанностями. Составляющее более 90% населения Руси крестьянство зависело от светских феодалов и духовенства. Крестьяне платили налоги и не чувствовали себя в безопасности без опеки князя и его дружинников.

Большинство сведений об общественном устройстве Древней Руси передаёт свод законов Русская Правда. В нём перечислены разные категории населения, а также указаны способы решения конфликтов в зависимости от сословной принадлежности человека. Например, компенсация за убийство княжеского дружинника составляла 80 гривен (гривна ― древнерусская денежная единица), а за убийство простого крестьянина-общинника ― 5 гривен, что наглядно показывает разницу в общественном положении людей.

Князь и его дружинники

В Средние века основу благосостояния людей составляла земля и то, что на ней можно вырастить. Большинство войн происходило из-за территорий, поскольку владение угодьями, пригодными для ведения сельского хозяйства, и людьми, работающими на земле, делало человека богатым. Крупными землевладельцами и влиятельными людьми на Руси были князья и их дружинники.

Южнорусский дружинник. Современная реконструкция. Цит. по: Всадники войны. Кавалерия Европы / Алексинский Д. П. [и др.]. ― СПб.: Полигон, 2005

Дружина князя делилась на старшую и младшую. Старшая дружина ― бояре: они занимали особенно почётное положение в обществе. Бояре командовали полками во время военных походов, князь давал им ответственные поручения и назначал на управленческие должности в государстве. Наградой для бояр за верную службу было право владеть земельными угодьями. Жившие на боярской земле крестьяне были зависимы от хозяина, они должны были работать на него и платить подати. Боярские владения ― вотчину ― передавали по наследству от отца к сыну. Крупные вотчины порой становились замкнутым, самодостаточным миром, где жили и работали тысячи крестьян, велось разнообразное хозяйство, а полновластным господином был боярин. Посягательство со стороны князя на вотчину боярина могло спровоцировать политическую смуту. Власть князя во многом зависела от верности его бояр.

Боярин ― представитель высшей знати в Древней Руси, владеющий земельными угодьями и служащий князю.

Основу княжеского войска составляли младшие дружинники, по-другому ― отроки, гриди и дети боярские. На службе киевского князя было более тысячи младших дружинников. Князь ходил с ними на войну против кочевников, защищал границы, обеспечивал порядок в своих землях. Младшие дружинники находились на службе постоянно. За службу они получали от князя землю, деньги и возможность делить военную добычу во время походов. В IX–XII вв. из-за частых войн княжеская дружина была открыта для пополнения из других слоёв населения общества, например иноземцев, горожан и крестьян, которые имели опыт в военном деле.

Былины о древнерусских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других донесли до нас легендарные сведения о дружинниках киевского князя. Любопытно, что богатырь может быть из простонародья, например Микула Селянинович, что отражает крестьянское происхождение некоторых княжеских дружинников. Былинные богатыри обычно обладают неимоверной силой и ловкостью, например Илья Муромец. В отличие от большинства населения Руси дружинники были профессиональными воинами, в открытом бою неподготовленному человеку было невозможно победить их. Неизменная черта легендарного богатыря: он сражается против злых сил, защищая свой народ. Многочисленные внешние враги постоянно наводили страх на русские земли в Средние века. Надежду на спасение и защиту люди связывали с княжеской дружиной. Поэтому в народной памяти дружинники-богатыри остались положительными героями.

«Богатыри». В. М. Васнецов
Образы былинных богатырей сохранили народную память о княжеских дружинниках

Бояре и младшие дружинники были не только у киевского князя, но и в меньшем количестве у его родственников Рюриковичей, местных (удельных) князей. При большой опасности со стороны внешнего врага киевскому князю следовало договариваться с местными правителями, чтобы идти на войну силами объединённых дружин. В противном случае войско киевского князя могло не справиться с неприятелем.

Духовенство

Духовенство ― служители церкви ― играло большую роль в общественной жизни. После принятия на Руси христианства в 988 г. основные нравственные постулаты стала определять церковь. В каждом конкретном случае именно представитель духовенства решал, насколько поступок человека соответствует нравственности.

Церковные обряды в Средние века сопровождали всю жизнь человека. Если кто-то не посещал церковь, его можно было заподозрить в неверии, что могло спровоцировать конфликт с властью. В церкви крестили детей, отпевали умерших, заключали браки (других учреждений для этого не было), фиксировали клятвенные обещания между людьми и даже хранили наиболее ценное имущество богатых людей. Представители высшего духовенства зачастую выступали посредниками в переговорах между князьями. Особенно важно это было во время междоусобиц: духовенство пыталось примирить воюющих правителей.

Митрополит Киевский Михаил I ― предположительно стал первым главой Русской церкви в 988 г. Икона XIX в.

Глава Русской церкви митрополит Киевский представлял высшую церковную власть. Он назначал епископов и наделял их властью в отдельных землях. Митрополит также распоряжался доходами церкви, которые поступали в виде особого налога ― десятины. Эти деньги могли потратить на строительство храмов, содержание священнослужителей, благотворительность. Ве́дению митрополита и епископов подлежала частная жизнь простых людей. Высшее духовенство имело судебную власть в отношении семейных дел и вопросов чистоты веры.

Духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством называли служителей церкви, которые становились монахами. Для этого они приносили специальные клятвы жить в усердном служении Богу, полностью отказаться от мирской жизни ― семьи и собственности. Большинство монахов жили в особых поселениях ― монастырях, где люди совмещали физический труд и молитвы. Высшее духовенство (митрополит и епископы) назначали только из числа монахов. Белым духовенством считали всех священнослужителей, кроме монахов. Им разрешали вступать в брак и жить не в монастыре, а среди простых людей, владеть имуществом. Представителями белого духовенства, как правило, были священники, служившие в обычных городских и сельских церквях.

Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, который использует община монахов или монахинь.

«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские» ― монахи-основатели Киево-Печерского монастыря. С. М. Афонина

Вервь

Вервь (от «вервь» — верёвка) — название соседской общины в Древней Руси, совокупности участков земли, размеченных по верёвке. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошёл у славян в процессе их расселения в VI-VII вв. В отличие от кровнородственной общины её единство поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

Могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Согласно «Русской правде», члены верви сообща владели лесными, водными угодьями, сенокосом, а пашня делилась м.отдельными семьями. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершённые на территории верви, круговой порукой.

В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ.

Совместное владение несколькими десятками таких семей пахотной землей и угодьями (лугами, пастбищами, лесом, местами для ловли рыбы) было экономической основой «верви» — сельскохозяйственной соседской общины, состоящей, как правило, из крупного села и нескольких небольших деревень. При совместном владении пашнями каждая семья получала на определенный срок участок се обработки собственными орудиями труда и с использованием собственного тяглового скота. Распределялись также участки для сенокоса, а пользование пастбищ и лесов оставалось общим.

В общине действовало местное самоуправление — сход глав семей и выбранные на нем старосты. Несколько вервей, составлявших первоначально единое племя, объединял общий торгово-ремесленный центр и одновременно крепость — город. Жители городов, занимаясь частично сельским хозяйством, были главным образом ремесленниками и торговцами.

Огромная территория расселения славянских племен в регионе с большим количеством лесов, крупных и малых рек привела к формированию нескольких десятков почти замкнутых локальных хозяйственных систем, с центральным укрепленным поселением и несколькими десятками общин-вервей вокруг него. Это закрепило сложившиеся к тому времени традиции натурального хозяйства, при котором все необходимое для жизни производилось либо в собственном хозяйстве, либо ремесленниками той же деревни и соседнего города. Не испытывая потребности в приобретении каких-либо предметов и благ на стороне, большинство населения не стремилось к расширенному производству сельскохозяйственной или ремесленной продукции, т. с. к производству товаров на продажу.

Экономическое взаимодействие между отдельными племенами славян, а также с их соседями складывалось на основе потребности военно-хозяйственной элиты в оружии и предметах роскоши. Получая необходимые им товары из соседних стран, представители славянской знати поставляли туда главным образом те товары, что получали с населения в виде дани, а также рабов. Расширение внешней торговли (особенно с Византией) стало одним из важнейших факторов объединения обособленных сельскохозяйственных общин в единое государство.

Крестьяне

Подавляющее большинство населения Руси составляли крестьяне, работавшие на земле. Почти всё, что было у крестьян, они производили своими руками: еду, одежду, рабочий инструмент. Крестьянское сословие находилось в зависимости от представителей знати. Земледельцы должны были платить налоги князю, на земле которого они жили. Кроме того, в случае государственной необходимости, например во время войны, князь мог привлечь крестьян к различным работам и обложить дополнительным налогом. Зависимых только от князя крестьян называли смердами.

Зачастую смерды попадали в зависимость от крупных землевладельцев ― бояр. Крестьянское хозяйство могло прийти в упадок из-за неурожая, нашествия иноземцев или других обстоятельств. Крестьяне брали в долг у боярина купу ― часть урожая или деньги. Взамен они должны были работать на боярина и постепенно отдавать долг. Крестьянин-должник боярина назывался закупом. Бывало также, что крестьянин полностью разорялся и, не имея другого выхода, вынужден был идти наёмным работником в хозяйство боярина. Такого крестьянина называли рядовичем, поскольку его взаимоотношения с работодателем регулировались специальным договором ― рядом.

Смерд — основная категория сельского населения Древней Руси, как правило зависимая от князя и выплачивающая ему повинности.

Закуп — в Древней Руси лицо, попавшее в долговую кабалу и обязанное своей работой, в том числе на господской пашне, вернуть долг заимодавцу.

Рядович — в Древней Руси лицо, попавшее в зависимость от землевладельца (князя или боярина) на основании заключённого с ним договора — ряда.

«В славянском селении». В. А. Малышев

Провинившиеся или не сумевшие отдать долги закупы и рядовичи становились холопами, или челядью, что фактически означало рабство. Холопами также становились иноплеменники, взятые в плен на войне. Рабский статус холопов передавался по наследству. Человек, вступивший в брак с холопом, сам становился холопом. Хозяин мог заставить крестьянина выполнять самую грязную работу или наказать. За убийство холопа хозяином Русская Правда не предусматривала суда.

Холоп — в Древней Руси категория зависимого населения, которая по своему социальному статусу была близка к рабам.

Рабство

Общественное устройство Древней Руси в X‒XII вв. отличалось иерархичностью, неравенством. Сословия и политический строй государства (монархия) в общих чертах были схожи с общественным и государственным устройством соседних стран.

Среди зависимого населения древней Руси IX — XII вв., весьма существенное место занимали рабы. Их труд даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П.Н.Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал: «Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного пат­риархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конеч­но, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений».

Русская правда также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Исследователь Е.И.Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее: «…холопство на Руси как правовой ин­ститут не представляло собой нечто исключительное, непо­вторимое. Для него характерны те важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабст­ва». На Руси существовало несколько форм рабства: холопство и челядь (В VI — IX веках челядь — рабы-пленники. В IX — X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII — XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика).

Земледелие и скотоводство

Сельское хозяйство. Главным из хозяйственных занятий восточных славян было земледелие. Ко времени расселения их по Восточно-Европейской равнине они применяли два сходных метода обработки земли. В степных регионах — перелог, т. е. использование выжженного участка степи в течение 3—5 лет, а затем переход на новый участок свежей, а значит, более плодородной почвы. В тех районах, где было много лесов, приходилось использовать подсечно-огневой метод («подсеку») — вырубку деревьев, выкорчевывание и выжигание пней с корнями. Удобренное золой поле так же обрабатывали 3—5 лет, после чего приходилось очищать под пашню новые участки леса. Подсеку чаще использовали племена, расселившиеся в верховьях Днепра и Волги: кривичи, вятичи, а также новгородские словснс. Их южным соседям: полянам, северянам, тиверцам и другим племенам, жившим по среднему и нижнему течению Днепра, — достаточно было перелога.

Основным средством обработки почвы была соха. С XI в. медные наконечники на ней сменились железными, а в южных районах стали использовать колесный плуг, который не только оставлял борозду на почве, но и лемехом переворачивал верхний, самый плодородный слой. Остальные сельскохозяйственные орудия, как полевые (серп, цеп), так и огородные (мотыга, лопата), оставались медными.

На юге в качестве тяглового скота чаше всего использовали волов. В северных же районах пахали на лошадях. Климатические различия приводили и к различному использованию сельскохозяйственных культур. На юге главной из них была пшеница. Именно здесь, в районе Киева, Переяславля и Чернигова, впервые вместо перелога стали использовать двуполье, засевая половину пахотной земли весной, а другую — под зиму, осенью. В верховьях Днепра и Волги население больше сеяло рожь в сочетании с ячменем и овсом, а в северо-западном регионе Новгорода и Пскова больше места отводилось гречихе и техническим культурам: льну и конопле. Здесь, в регионах с большими лесными массивами и сравнительно малым населением, надолго задержалось подсечно-огневое земледелие.

Сельскохозяйственный цикл работ занимал чуть более полугода: от конца апреля до конца ноября. В зимнее время из сельскохозяйственных занятий оставались уход за скотом (помимо лошадей, это коровы и свиньи) и домашней птицей, подготовка орудий труда к следующему циклу и промыслы. Средняя урожайность в три собранных зерна на одно посеянное сохранялась на Руси на всем протяжении этого периода. Она предоставляла возможность лишь простого воспроизводства в крестьянском хозяйстве. Крупные же землевладельцы (князья, бояре, монастыри) даже при такой урожайности могли поставлять значительную часть зерна на продажу, главным образом в северные районы страны.

Скотоводство

Наряду с земледелием распространено было скотоводство. Скот содержали и для молока и мяса, и для использования его в тяжёлом земледельческом труде, из кожи животных шили одежку и обувь.

Крупный рогатый скот и свиньи были самыми популярными домашними животными. В меньшей степени, но всё же содержали овец и коз.

Лошади в Древней Руси были помощниками больше на севере, а на юге — волы.

Промыслы

Охота в Древней Руси

Животный мир Восточной Европы во время Киевской Руси был богат и разнообразен. Наибольшее значение промысел животных имел в лесной зоне Северной Руси.

Здесь обитали пушные звери, а мех был важным и дорогим товаром, служил средством обмена и платежей.

Шкуры животных испокон веков были главным предметов торговли. Особенно высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок; их ездили продавать в «заморские» страны – например, в Византию.

На Руси князья и бояре держали профессиональных охотников – сокольничих, псарей, конюхов, ловчих, выжлятников.

С ловчими птицами охотились на лебедей, журавлей, гусей, уток, цапель и др.

Даже для феодалов охота была промыслом, а не просто развлечением.

На птиц и животных охотились с помощью стрел и луков, использовали меч, топор, копье, рогатину. Для добычи крупных животных применяли ямы-западни, прикрытые ветками.

Рыболовство в Древней Руси

Ловили щуку, линя, осетра, окуня и угря.

Широко на Руси был распространен и такой вид, как рыболовство и морские промыслы. Профессиональные рыболовецкие артели упоминаются в источниках XII века, промышлявшие на реке Волхов и Белом озере.

В низовьях Дуная галицкие рыбаки ловили щуку, сома, язя, налима, судака и др. На удочку ловили рыбу индивидуальные рыболовы.

В товарном рыболовстве использовали плетеные узелковые сети, невод, мережи, весельные лодки, что приводило к сокращению рыбы в водоемах.

Крупного морского зверя ловили гарпунами и острогами с игловидными остриями на конце.

Рыбу обычно сразу употребляли в пищу, солили и сушили на зиму.

Бортничество в Древней Руси

Пчеловодство было развито очень хорошо на Руси.

Прежде всего, собирали мёд диких пчёл. Такое ремесло называлось бортничеством. Борть — так называли естественное дупло, в котором был улей. Со временем люди стали сами стали делать такие дупла для пчёл. Деревья с ульями берегли, их не вырубали.

С появлением собственности намечались бортные ухожья, т. е. участки леса, где были бортные деревья, тянувшиеся на многие километры.

Отделялись они друг от друга бортной межой, которые тщательно соблюдались. Свободные бортники должны были оброк платить натурой.

От медовых даней освобождались епископы, монастыри, церкви.

Бортники на Руси составляли свободное сословие и объединялись в цеха со своим уставом, знаменем, старостой. Бортничество накладывало свой отпечаток на обычаи, религиозные и свадебные обряды.

Ремесло

Развитие ремесел на первом этапе происходило в течение X-XII столетия. Работу выполняли на заказ, т.к. свободный рынок был ещё мал.

На втором этапе, стартовавшем в первой трети XII века, ассортимент резко расширился, а производство стало рациональным. Появились ткацкие станки, а в металлургии возник новый тип лезвий. Однако процесс развития ремесел был приостановлен на 100 лет с нашествием монголо-татар.

В Древней Руси массовым и востребованным были прядение и ткачество, развивавшееся повсеместно. Сырьем служила шерсть, лен, конопля, а разнообразие древнерусских тканей нельзя назвать скромным.

Из простой льняной ткани, которая называлась полотном, делали рубашки, полотенца, убрусы. Грубая ткань называлась вотолой. Ярига и сермяга – это грубая шерсть. Верхнюю одежду шили из сукна.

Русь хорошо обеспечена лесом, поэтому из дерева, которое было главным материалом, строили дома, мастерские, корабли, сани, хозяйственные постройки.

Из деревообрабатывающих ремесел развивались:

  • плотничество,
  • резьба,
  • столярничество,
  • бондарство,
  • токарное дело,
  • выдалбливание посуды и др.

В особом почете на Руси были кузнецы, создававшие орудия труда для занятий земледелием, оружие для воинов, предметы быта.

Ковка металла была самым старинным способом его обработки. Занимались они и литьем.

Гончарное дело развивалось больше в городах, его продукцией были разные игрушки для детей, посуда и др.

Скорняки выделывали и обрабатывали шкуры животных, из которых шили одежду, поэтому их товар был очень выгодным и пользовался большим спросом.

Были на Руси и свои умельцы по обработке кости, из которой резали гребни, пуговицы, иконки, ручки для зеркал, рукоятки для ножей.

Ассортимент косторезов в IX-XIII веках был довольно широк. Для работы брали кости крупного рогатого скота, рога оленей и лосей.

Простой народ в то время носил в основном лапти, в них ходила вся русская деревня. Плели лапти из ракитника, бересты, вязовика. Занимались и лозоплетением – делали корзины, вазы, короба и другую домашнюю утварь.

Особое место на Руси занимала художественная роспись – это был самый популярный вид декоративно-прикладного искусства.

В золотой фонд русской росписи включены:

  • мезенская, передающая традиции народов Русского Севера;
  • гжель – сегодня один из самых цитируемых русских брендов;
  • городецкая с персонажами народных сказок, сценами из городской жизни, чаепитиями, гуляниями;
  • хохлома – самый популярный вид русской народной росписи, в которой уникальное колоритное решение создавали красный, черный, золотистый цвет;
  • жостовская роспись – лакированные подносы с цветочным букетом.

На Руси XII-XIII века стали вершиной развития ювелирного искусства, мастера создавали украшения невероятной красоты, овладев такими техниками как «зернь», «филигрань», «чернь».

Создаваемые мастерами вещи имели глубокий символизм, считались оберегами или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Торговля

Внутренняя торговля Древней Руси

Главный фактор развития внутренней торговли в Киевской Руси можно усматривать в различии природных ресурсов страны. На Руси существовало коренное отличие между Севером и Югом — лесной и степной зонами. Различия между южными провинциями — производителями зерна и северными провинциями — потребителями хлеба проходят через всю историю России.

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений.

Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых обычно устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности достаточно часто хранили свои товары, а также различные торговые договоры и документы, за что церковь получала с них определенную часть прибыли, торгового прибытка. Вообще, по мнению исследователей, церковь внесла в торговый бизнес Руси некоторую стабилизацию. Она брала на себя главный контроль за честностью торговцев: проверяла меры, весы, преследовала ростовщичество. В меновой торговле активно участвовали князья и бояре, которые продавали избытки своих доходов, поступающие натурой. Даже великий киевский князь, установивший для подвластных ему племенных союзов дань – «полюдье» или «повоз» взимал их в натуральной форме – мехами, воском, медом и прочими продуктами, характерными для данной территории. Поскольку народное хозяйство страны было натуральным и развивалось слабо, то неудивительно, что весь внутренний торг делали крестьяне и ремесленники. Формирующееся русское купечество («торговые гости») занималось преимущественно торговлей международной, но с течением времени купцы все чаще участвовали и во внутренней торговле.

Главным торговым центром по праву считался Киев. В Киеве, где находилось 8 торговых рынков, можно было встретить торговых гостей из самых разных областей и государств. Из Киева расходились по Руси главные торговые пути. Днепр как естественная торговая дорога обеспечивал восточным славянам не только выход на юг, к греческим колониям, но и на север – к Балтийскому морю. Помимо речных путей к Киеву вели проторенные сухопутные тракты – из Курска, Чернигова, Галича, с берегов Дона. Частыми гостями в столицы были купцы из далекого Суздаля.

Из других древнерусских городов, игравших в этот период истории серьезную роль в отечественной внутренней торговле, следует назвать Смоленск, Великий Новгород и Псков.  Анализ «Русской правды» показывает – в рассматриваемый период Древнерусское государство организуя торговлю не забывало попутно формировать и соответствующее законодательство, коммерческое право. Так в тексте «Русской Правды» мы найдем систему штрафов за убийство купца, статьи посвященные налогообложению русских земель, финансам и кредиту, санкциям за кражу товаров.

«Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого, если будет княжеский муж или княжеский управитель; если будет русин, или гридь, или купец, или боярский управитель, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен за убитого» . А за убитого «смерда» «Правда» требует выплаты только 5 гривен. Если перевести эти цифры на современный язык, то за убийство крестьянина полагалось выплатить около 1 кг. серебра, а за убийство купца – около 8 кг. А, учитывая цены того времени, мы можем понять насколько государство, княжеская власть, ценило жизнь торгового человека. На 40 гривен в те времена можно было купить небольшой табун в 20 лошадей. Лошади в то время на Руси являлись не только основным средством транспорта, но и основной силой любого крестьянского хозяйства и ценились очень дорого. Отсюда вывод – 40 гривен это значительная сумма.

Денежная система Древней Руси

В раннефеодальном русском государстве первым всеобщим эквивалентом в торговом обороте был скот, заменяющий деньги. В Древней Руси княжеская казна называлась «скотница», а казначей – «скотник». Одновременно в обороте использовалось и другое понятие денег – куны, ценные меха, которые в XI веке полностью заменили скот. А в результате развития торговли в XII веке на Руси появилось и новое слово – «деньги». В этот период Древнерусское государство не располагало собственными источниками драгоценных металлов — золота и серебра. Поэтому в торговом обороте Руси активно использовались иностранные монеты – как восточные, так и европейские. В IX – X вв. ходили монеты арабского халифата – дирхемы, европейские серебряные денарии, византийские серебряные милиарисии.

Таким образом, все потребности внутреннего денежного обращения удовлетворялись за счет зарубежной монеты. Однако, по мнению исследователей на внутреннем рынке для расчетов за товары и услуги наши предки предпочитали использовать серебряные и золотые слитки, которые при необходимости можно было поделить на отдельные части. Так с XI века известна такая денежная единица Древнерусского государства как «гривна» – слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Одна гривна равнялась 50 кунам или 150-ти веверицам. С XI же века на слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса, они приобрели стандартную форму. Гривну рубили пополам и каждая половинка гривны называлась «рубль», или «рублевая гривенка». Далее рубль делили на две части – полтины, и их в свою очередь еще пополам – на четвертаки. В названиях мелких металлических денег отслеживались отголоски «меховых денег»: резана, бела, ушки, мордки и т.д. При этом следует отметить, что как старейшая счетно-весовая единица Древней Руси гривна в качестве весовой единицы обозначала количество серебра, в качестве счетной единицы – число монет, соответствующих по весу этому серебру.

В исследованиях приводится довольно интересный исторический факт. «Так, в Киеве слитки – гривны шестиугольной формы имели вес 160 г. серебра; в Новгороде прямоугольные слитки – гривны весили около 200 г. Именно от этих новгородских слитков, от которых отрубали куски, и берет с XIII в. свое начало наш рубль – основная единица русской денежной системы» .

В конце X века, когда приток иностранных монет на Русь значительно сократился, великий киевский князь Владимир Святославович (980 – 1015) предпринял попытку создать собственную монету из металла, накопленного в стране за предыдущие годы. Были отчеканены золотые монеты («златники») с надписью «Владимир, а се его злато» и серебряные («сребреники») с надписью «Владимир, а се его сребро». Из-за отсутствия мастеров и должного опыта чеканка была довольно некачественной, но сам факт выпуска отечественной монеты имел тогда большое политическое значение, усиливал международный авторитет Древнерусского государства. Но поскольку своего сырья для чеканки металлических денег у киевских князей не было, то уже в начале XI века они были вынуждены прекратить чеканку собственной монеты. Именно использование привозного сырья во многом предопределило начало кризиса денежного хозяйства Древней Руси, а многочисленные внутренние и внешние факторы привели к тому, что в XII веке в условиях феодальной раздробленности кризис усугубился.

Отдельно следует сказать о системе налогообложения, которую применяли великие киевские князья. Налоги на Руси, в том числе и торговые, составляли весьма изрядную статью доходов великого киевского князя. Косвенными налогами были таможенные и питейные (кабацкие) сборы.

В условиях раннефеодального государства на Руси существовали пошлины с перевозки и продажи товаров: проезжие и торговые. Из проезжих пошлин главной был «мыт», взимаемый за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, чаще всего в местах переправ через водные преграды и на мостах строили специальные внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали сухое мыто, на судах – водяное мыто. Сборщики этой подати на Руси назывались «мытниками».

Наряду с мытом существовала целая система различных пошлин: головщина, задние колачи, мостовщина, перевозы, костка и прочие. Так костка взималась за право ехать по большой дороге, а задние колачи платили на обратном пути с каждого человека. Мостовщина и перевозы – это вообще особый вид проезжих пошлин: от их уплаты князья освобождали специальными жалованными грамотами.

Однако пошлины платили далеко не все. Служилые люди, дети боярские, государственные гонцы и иноземцы при передвижении по стране пошлин не платили. Однако провозить торгового человека с товарами им строго запрещалось, а за нарушение предусматривались телесные наказания. Сбор пошлин являлся, по сути, монополией государства, однако князья иногда выдавали жалованные грамоты на сбор отдельных видов пошлин частным лицам и духовенству.

В отличие от проезжих пошлин пошлины торговые взимались в городах или торжках с товара, привезенного на продажу, и с денег на покупку товара (с цены товара). На Руси существовали самые различные формы торговых пошлин: замыт, явка, гостиная дань, амбарное и полавочное, дворовая пошлина, весчее, свальное, контарное и проч. Особо следует отметить замыт. Если мыт взимался за право проехать с товаром, то замыт – за проезд с правом торговать. Все торговые люди приехав в город должны были явиться в таможню, без этого они не могли начать торговлю. Здесь их заносили в специальную книгу и взимали личную пошлину – явку. Кроме этого в ведении таможенников в то время находились и все меры (бочка, четверть, осьмина, полуосьмина) и таможня брала с торговых людей еще и померные пошлины.

Сборы с продаж не платились только с самых необходимых продуктов потребления. При этом местные жители либо совсем освобождались от уплаты таких сборов или имели значительные льготы. И наоборот, торговцы, прибывшие из отдаленной местности и иностранные купцы платили такие сборы в наибольшем размере. Так уже в то время князь пытался оберегать местного производителя и местный рынок.

«Русская Правда» подтверждает – денежная система Древнерусского государства была настолько развитой, что наши предки не остановились на чеканке собственной монеты, на Руси уже в XI в. широкое распространение получили кредитные отношения. В тексте «Правды» мы найдем такие понятия как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «процент», «барыш» (прибыль), «кредит». Также этот памятник русского права регламентировал порядок взыскания долгов, определял степень несостоятельности должника: злостная или в результате несчастного случая. Христианство как религиозное течение всегда осуждало тех, кто берет большие проценты за пользование кредитом. Поэтому когда в начале XII века ростовщики стали до 50 % годовых, то население Киева выступило против таких хищнических, грабительских условий. И князь Владимир Мономах был вынужден ввести в действие «Устав о резах» (процентах), в котором было прямо указано снизить долговые проценты до 20 % . Этот же Устав запретил обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг. Поэтому с полной уверенностью можно сказать о том, что именно Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

Внешняя торговля Древней Руси

Внешняя торговля для существования и развития раннефеодального Древнерусского государства по свидетельству многих отечественных историков имела решающее значение.

Торговля Древней Руси с Византией

Наиболее интенсивно торговые связи развиваются в пунктах соприкосновения межплеменных союзов, княжеств и государств. И Киев доудельного периода русской истории являлся одним из таких пунктов. Именно через Киев шла активная торговля Востока и Запада.

Русские купцы везли меха (белок и черно-бурых лисиц) и мечи из крайних пределов славянства (Полоцка и Новгорода) до Черного моря, до столицы Хазарии Итиля и даже до арабского Багдада. Отечественные купцы со своими товарами проникали в Балтию, западноевропейские страны, их корабли посещали порты Египта, Италии, Византии, государств Африки. Карамзин отмечал, что в X в. русские коммерсанты не только подолгу жили в Константинополе, но и возили свои товары в Болгарию, Грецию и даже добирались до Сирии .

Для Древнерусского государства наиболее важными являлись торговые отношения с Византией, которые закреплялись дипломатическими актами. Содержание первых русско-византийских договоров свидетельствует, что господствующий класс, русское раннефеодальное государство придавали особое значение, с одной стороны, зарубежному сбыту излишков собираемой дани, ремесленных изделий натурального хозяйства; с другой стороны, были заинтересованы в получении золота, серебра, а также продуктов, которые не производились на Руси.

Поэтому первые великие киевские князья уже со второй половины IX века начали вести активную политику за достижение преимуществ в торговле с Царьградом (Константинополем). С X века экономические связи Древней Руси с Византийской империей становятся все более постоянными и оформляются договорами. Причем нередко мы видим такую картину: дружина князя подступает под стены столицы империи, а князь вынуждает императора подписать более выгодный для Руси торговый договор. И из летописей видно: армии киевских князей часто ходили на Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). А договора 907 г., 911 г. и 944 г. значительно усилили торговые связи древнего Киева не только с Византией, но и вообще с южнославянскими странами (например с Болгарией). Ведь путешествие по Черному морю в то время было достаточно длительным. И русские купцы делали кратковременные остановки для отдыха, ремонта судов и пополнения запасов воды и продовольствия в портах Болгарии. Русские купцы торговали с болгарскими коммерсантами и на территории Византии – как в самом Царьграде, так и в Фессалонике, на ежегодной ярмарке, проходящей в этом втором по значению городе империи в день Св. Дмитрия. А в XI веке отечественные купцы наладили тесные торговые контакты с южнославянскими купцами в Афоне.

Великий киевский князь всю внешнюю торговлю старался держать в своих руках. Так в русско-византийских договорах 907 и 944 годов было специально указано, что русские купцы имели право торговать в Константинополе только в том случае, если они имели специальную грамоту от киевского князя.

Вообще торговля с Византией требовала от правителей и купцов Древнерусского государства требовала значительных затрат и большого напряжения. Ежегодно, в начале зимы, киевский князь с дружиной выезжал из Киева для сбора «полюдья» с покоренных племенных союзов. В апреле князь возвращался в столицу и начинал готовить торговый караван. Днепр вскрывался и из Витичева вниз по великой реке выходил княжеский караван из ладей, груженных излишками дани. К княжескому каравану присоединялись и купцы из других русских торговых городов. Флот двигался до знаменитых днепровских порогов. Через некоторые из них лодки проходили спокойно, в других местах лодки волокли по берегу, а груз переносили невольники. Выйдя в Черное море, купцы и дружинники ставили мачты и под парусами шли к устью Дуная, а затем к Царьграду.

Когда русские купцы отправлялись из Константинополя домой, то получали в дальнюю дорогу еду, якоря и прочее необходимое снаряжение. Из византийских пределов они везли вино, оливковое масло, ткани и дорогую одежду, ремесленные металлические изделия, металлическую монету, пряности, овощи и драгоценные камни. Из этого перечня видно, что большинство иностранных товаров предназначались для удовлетворения нужд феодалов и богатых горожан.

После принятия в 988 году христианства в Киеве все чаще стали появляться греческие купцы. Путь в Киев был неспокоен и для встречи греческих купцов и защиты их караванов от кочевников киевский князь вместе с дружиной нередко выходил навстречу каравану. Однако с середины XI века в южные степи пришли воинственные половцы. И постепенно, к середине XII века, все торговые южные пути к черноморскому побережью оказались в полной власти степных кочевников. В результате этого торговля с Византией сначала пришла в некоторый упадок, а позднее совсем прекратилась. С ослаблением же Киева политический и торговый центр русской жизни перемещается на северо-восток, во Владимиро-Суздальское княжество.

Торговля Руси с Западом

Древнерусское государство вело кроме торговли с Византией и активную торговлю со странами Запада – Польшей, Венгрией, странами скандинавского региона, немецкими городами. И главным центром морской торговли Руси с Европой становится Великий Новгород – северное русское княжество – республика. Новгород находился в самом начале пути «из варяг в греки», имел выход к побережью Балтики.

Коммерческое значение Великого Новгорода обнаружилось еще в период образования раннефеодального русского государства. Крестовые походы дали толчок в развитии промышленности и торговли в Западной Европе. И Новгород активно включился в этот процесс. Его торговля приобрела более развитый характер, купечество выделилось в особый слой городского населения и заняли в обществе важное социальное положение. Новгородское купечество объединялось в общины со своим самоуправлением и капиталами.

Торговые связи Великого Новгорода с Европой налаживались при посредничестве Ганзейского союза немецких городов во главе с Любеком. В результате коммерсанты Ганзы смогли занять в Новгороде несколько привилегированное положение: их подворье в городе – двор святого Петра – являлся самоуправляемой общиной, живущей по своим законам, подпадая под юрисдикцию властей Новгорода только в случае прямого столкновения с жителями города. Немецкие купцы практически не платили в русскую казну пошлин. Лишь при проезде через новгородские владения они платили проезжую пошлину, а из торговых – только за вес продаваемых и покупаемых товаров.

Купцы из Европы приезжали в Великий Новгород каждый год, весной и осенью. На Русь они везли вино, фландрские полотна и сукна, металлические и стеклянные изделия, соль и сельдь. Из русских пределов в Европу немецкие «гости» вывозили строевой лес, лен, пеньку, смолу, меха, кожи, воск, мед, изделия русских ремесленников. При заключении коммерческих сделок с новгородскими купцами коммерсанты Ганзейского союза имели серьезное преимущество. Они имели право проверять качество русских товаров, тогда как наши предки должны были покупать у иноземцев товары по образцам, без осмотра.

Новгородское правительство стремилось хоть как-то ограничить деятельность ганзейских купцов и защитить интересы отечественного купечества. Так немецкие купцы не имели права вести в Новгороде розничный торг, также им категорически запрещалось торговать с купцами из других русских и нерусских земель.

Именно с торговли новгородцев с ганзейцами начинается период русской «купеческой» торговли, т.е. в древнерусском государстве на базе внешней торговли начинает формироваться купеческий капитал. В новгородской торговле отечественный торговый человек выступал посредником между Русью и Западом.

Новгород был одним из тех древнерусских торговых «градов», где возникли первые купеческие корпорации. Летописи русские свидетельствуют: в XI – XII веках употребляются только два термина. «Купец – горожанин», который занимается внутренним торгом в отдельно взятом городе. И «гость – купец», ведущий торговлю с другими городами и странами. Элиту купечества Древней Руси составляли именно «гости», делавшие барыши на внешней торговле, именно они занимали важнейшие торговые и финансовые должности.

Несмотря на по сути кабальные торговые отношения с Ганзейским союзом новгородское купечество смогло получить выгоду и из такого положения дел. Новгородские коммерсанты вели активную торговлю со всеми русскими городами. Например в Киеве они даже имели свою церковь – храм Св. Михаила. В Киев и другие русские города новгородцы везли меха, а закупали преимущественно зерно и товары из Византии. Когда же Южная Русь ослабла, и экономическое значение Киева пошатнулось, то новгородцы стали активно торговать в Суздали и Владимире на Клязьме. Сюда они везли иноземные, европейские товары, а основным предметом торга и вывоза в Суздальском княжестве для новгородского купца всегда был хлеб. Новгородцы всегда отличались практической сметкой и предприимчивостью. И с финскими племенами Балтики у новгородских торговых людей шел бойкий торг и к Белому морю новгородцы ходили, вели там рыбный промысел.

Из других торговых городов в торговле с Европой наиболее активно и значительно участвовали Смоленск и Псков. Так, Смоленск, находясь возле верхнего течения Днепра, занимал достаточно выгодное географическое положение: находясь на торговом пути «из варяг в греки» он одновременно имел выход в Балтику благодаря близости Западной Двины. Поэтому жители Смоленска издавна вели бойкий и выгодный торг в Киеве, а с XIII века – с немецкими прибалтийскими городами и жителями острова Готланд. Так смоленский князь Мстислав Владимирович (годы правления 1125 – 1132) заключил в 1129 году торговый договор с Ригой. Этот акт предусматривал для двух сторон свободную торговлю (для русских купцов – в немецких городах, для немецких купцов – в Смоленске), свободное плавание по Западной Двине, защиту иностранных купцов, оперативное рассмотрение долговых претензий. Немецкие коммерсанты везли в Смоленск преимущественно продукты обрабатывающей промышленности, а закупали в основном сырье. Для смоленских купцов основными торговыми рынками являлись города Рига и Висби. Так уже в конце XIII века в Риге постоянно проживало около 80 русских семейств, они занимали целую улицу и имели в городе свой православный храм. Немецкие купцы в Смоленске тоже имели свой торговый двор и католический храм – церковь Св. Марии.

Древний Псков с XII века был одним из основных пригородов Великого Новгорода и постоянным посредником в его торговых сношениях с немецкими торговыми городами. Вместе с развитием новгородской торговли Псков становился все более независимым и в 1348 году был признан «младшим братом» Великого Новгорода. Поэтому неудивительно, что после подчинения себе Великого Новгорода Москва добилась в 1510 году и подчинения Пскова. Многие торговые семьи были переселены в столицу Московского княжества, а вместо свободной торговли в Пскове были введены многочисленные таможенные строгости и ограничения.

Торговля Древней Руси с Востоком

Торговля с Востоком в экономической жизни Древнерусского государства играла очень существенную роль. Первые сведения о развитии такой торговли встречаются в летописях,относящихся к IX веку. Ближайшей соседкой Руси была Хазария, чье выгодное географическое положение привело к бурному расцвету торговли. Хазарский каганат был очень важным связующим звеном на великом пути из Европы в Индию. Поэтому столица каганата Сарашен была по сути огромным караван – сараем, а сам каганат – транзитной областью для товаров почти всех государств тогдашнего цивилизованного мира.

После падения Хазарского каганата во второй половине X века камские болгары стали главными торговыми посредниками между Русью и азиатскими народами. Русские купцы стали частыми гостями в их столице Булгар, размещавшейся возле слияния Камы и Волги. Именно там и встречались русские торговые люди с восточными купцами. Наши предки везли к берегам Волги и Камы свои товары, а обменивали их на серебро и золото, драгоценные камни, монеты, ткани из шерсти и хлопка.

Древнерусское государство с давних времен вело торговлю с Востоком используя также бассейны Каспийского Азовского и Черного морей. Вообще весь причерноморский регион следует выделить особо. В период античности и всего средневековья этот регион являлся одним из перекрестков мировых цивилизаций и центром оживленной международной торговли. Это было связано с тем, что вплоть до XII века Византийская империя пыталась превратить Черное море в свое внутреннее море, взяв под контроль проливы и опорные пункты в Крыму и на Кавказе.

В восьмом и девятом столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря.

В десятом столетии русичи организовали собственную торговлю и продолжали извлекать прибыль из транзитной торговли. Днепровский речной путь вскоре превратился в основную артерию русской торговли с выходом в Константинополе. Таким образом Черное море стало играть более важную роль в русской торговле, чем Каспийское; тем не менее русские продолжали отчаянно охранять путь на Каспий, и именно с этой точки зрения можно понять заинтересованность русских князей десятого и одиннадцатого столетий в Тмутаракани и важность этого княжества в истории киевского периода. В конце одиннадцатого века дорога на Азовское и Каспийское моря была перекрыта половцами, которые с этого момента служили посредниками между Русью и Востоком. Сходную роль играли волжские булгары.

Существенные перемены, которые произошли в Средиземноморской торговле после первого крестового похода (1096-1099 гг.), подорвали византийскую и русскую черноморскую торговлю, а разграбление Константинополя рыцарями во время четвертого крестового похода (1204 г.) означало полный конец киевской черноморской торговли. Однако развитие в двенадцатом столетии сухопутной торговли между Киевом и Центральной Европой в определенной мере смягчило неприятные последствия потери византийских рынков. На Балтике торговля продолжала расти, а с ней и значение северных русских городов-республик Новгорода и Пскова. Существовал также сухопутный торговый путь из Германии в эти города; бременские купцы пользовались им в середине двенадцатого века.

Обзор основных товаров русского импорта и экспорта удобнее всего проводить по регионам. В Византию в десятом веке русские экспортировали меха, мед, воск и рабов; не совсем ясна ситуация одиннадцатого и двенадцатого веков. Рабы-христиане более не продавались русскими за пределы страны, а продавались ли грекам рабы-язычники, такие как половецкие военнопленные, мы не знаем, но хорошо известно, что половцы продавали заморским купцам русских пленных как рабов. Весьма вероятно, что в двенадцатом веке Русь экспортировала в Византийскую империю зерно. Из Византии в течение этих трех столетий на Русь импортировали в основном вина, шелка и предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения, а также фрукты и изделия из стекла.

В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и — по крайней мере в отдельные периоды — шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Следует отметить, что некоторые товары, закупаемые русскими у восточных купцов, такие как ювелирные камни, специи, ковры и т. п., шли через Новгород в Западную Европу. В десятом и одиннадцатом веках византийские товары, особенно шелковые ткани также поступали в Северную Европу через Балтику. Новгородская торговля, таким образом, частично была транзитной.

Другая особенность балтийской торговли состояла в том, что близкие категории товаров в разных случаях экспортировались или импортировались, в зависимости от ситуации на международном рынке. Основной предмет экспорта Новгорода и Смоленска в западную Европу составляли те же три ведущие категории товаров, что и в русско-византийской торговле — меха, воск и мед. К ним можно добавить лен, пеньку, канаты, холстину и хмель, а также сало, говяжий жир, овчины и шкуры. Из Смоленска также вывозили серебро и серебряные изделия. С Запада ввозили шерстяное сукно, шелк, льняное полотно, иглы, оружие и изделия из стекла. Кроме того, по Балтике на Русь поступали такие металлы как железо, медь, олово и свинец; а также селедка, вино, соль и пиво.

Анализируя ассортимент товаров в русской внешней торговле, мы видим, что Русь посылала за границу в основном — если не исключительно — сырье, а получала из-за границы готовую продукцию и металлы.

Как и следовало ожидать, в процессе оживленных внешнеторговых отношений русские купцы часто путешествовали за границу, а иностранные приезжали на Русь. Русские купцы появились в Персии и Багдаде уже в девятом и десятом веках. А в Константинополе было постоянное поселение русских купцов. Новгородские купцы регулярно посещали остров Визби и города вдоль южного берега Балтийского моря — Померанское побережье. До середины двенадцатого века некоторые из этих городов, например, Волынь и Аркона, оставались славянскими.

В свою очередь иностранные купцы устраивались на Руси. В Новгороде было два «иноземных двора»: готландский и немецкий. Довольно большая колония немецких купцов процветала в Смоленске. Армянские, греческие и немецкие купцы обосновались в Киеве. Еврейские купцы тоже упоминаются в источниках, но большинство из них не были иностранцами. В Суздальском княжестве зарубежную торговлю представляли булгарские, хорезмские и кавказские купцы.+

Некоторые русские и иностранные купцы путешествовали самостоятельно, но основной объем торговли как по суше, так и водным путем, осуществлялся торговыми флотилиями судов и караванами повозок.

Караваны способствовали созданию купеческих объединений, полезных и во многих других отношениях — например, в общей защите купеческих прав и регулировании уровня пошлин и налогов. Объединения купцов рано сложились в Киевской Руси. Из русско-византийских договоров десятого века нам известно, что греки должны были выделять средства на содержание русских купцов отдельно по городам. Обычно купцы одного города представляли собой нечто вроде совместного предприятия. Известно, что в Новгороде они объединялись в «сотни». Богатые купцы, участвовавшие во внешней торговле, создали свое собственное общество под названием «Иваново сто». Вступительный взнос в него доходил до пятидесяти гривен серебром плюс неопределенное количество полотна.

Кроме официальных ассоциаций существовали и частные объединения. Два, три или более человек могли кооперироваться, объединяя свои капиталы или услуги, или и то и другое. Быстро развивалась система кредитов. Купец мог занимать деньги как у князя, так и у других купцов. Во время путешествий по городам Руси ему требовались складские услуги, которые появлялись под влиянием спроса. Для того, чтобы предотвратить любое возможное недоразумение между членами объединения, между купцом и кредиторами, а также между ним и доверенным лицом, в княжеском законодательстве появилась хорошо разработанная система торгового права. Пространная редакция «Русской Правды» содержит положения, которые можно назвать законом о банкротстве. Интересно, что при погашении долгов закон предоставляет преимущество иностранным кредиторам перед местными.

Русское торговое право киевского периода имело международный аспект, поскольку отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, начиная с русско-византийского договора десятого столетия. В начале одиннадцатого века была заключена торговая конвенция между Русью и волжскими булгарами (1006 г.).

Торговые статьи, скорее всего, входили также в мирные договоры, заключенные с хазарами в течение одиннадцатого и двенадцатого столетий.

В 1195 г. торговый договор был заключен между Новгородом, с одной стороны, и немцами, готландцами и каждым «латинским (имеется в виду римско-католическим) народом» — с другой. Еще более важным и тщательнее разработанным является соглашение между городом Смоленском и Ригой, Готландом и рядом немецких городов Померанского побережья (1229 г.). Оба договора содержат не только торговые статьи, но и уголовные нормы на случай нанесения увечий или убийства русских иностранцами и наоборот. Полное взаимное равенство сторон является беспрецедентной чертой этих документов.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно